Изменение терпеливости

 

Возрастные изменения волевого качества терпеливости изучены М. Н. Ильиной (1974). От 7 до 16 лет включительно терпеливость увеличилась: у девочек— на 96%, у мальчиков — на 130%. Однако основной прирост терпеливости пришелся на возраст 15—16 лет. Этот факт можно объяснить тем, что именно в данном возрасте увеличиваются сила нервной системы и инертность нервных процессов, обусловливающих, помимо мотивации, проявление терпеливости.

Е. В. Эйдман (1986), используя пробу с задержкой дыхания, не выявил существенных возрастных изменений терпеливости. Возможно, это связано с небольшим числом обследованных школьников, а возможно — со специфичностью дыхательной пробы. В то же время в его исследовании отчетливо проявилось то обстоятельство, что младшие школьники поддерживают волевое усилие при опоре ив внешнюю стимуляцию (соревнование), в то время как старшие школьники используют внутренние побуждения (воображаемое соревнование, самопреодоление).

В отношении того, какие конкретные волевые феномены измеряются с помощью разработанных методик, имеются различные мнения.

 

В. А. Иванников (1998), например, считает, что измеряют волевое усилие, и сетует на то, что до сих пор методы его измерения разработаны слабо, По этому поводу он пишет: «Много работ было посвящено разработке методов измерения волевых усилий, но результаты оказались достаточно скромными. Полученные по разным методикам результаты часто не коррелируют друг с другом, лабораторные измерения часто не коррелируют с жизненными наблюдениями, нет четкой корреляции результатов по способности к волевым усилиям в разных видах деятельности, не найден удобный и надежный метод количественного измерения волевого усилия». Многое в этом высказывании справедливо, кроме самого главного: разрабатываемые методики направлены на измерение волевых качеств, а не волевого усилия. А это не одно и то же. Волевое усилие, как было показано выше является хотя и необходимой, но лишь одной составляющей в структуре волевых качеств (проявлений). Выраженность же последних определяется многими факторами: длительностью мотивационных установок

на достижение успеха, нравственными принципами человека, его нейродинамическими и личностными особенностями, эмоциями, энергетическим потенциалом. Сложность измерения уровня развития у субъекта волевых качеств как раз и состоит в нейтрализации ситуативных и выявлении постоянных факторов, обусловливающих стабильный уровень проявления того или иного волевого качества.