Раннее детство

Развитие произвольного поведения маленького ребенка связано с осуществлением им познавательных действий и с подражанием взрослым. Манипуляции с вещами приводят к установлению ребенком важного для него факта: после определенных действий могут происходить определенные события. Теперь он осуществляет эти действия ради того, чтобы произошли эти события, т. е. намеренно, целесообразно.
Костя (1 год, 1 мес.) ударял чайной ложкой по стакану, и всякий раз прислушивался к звону стекла, следовавшему за его действием. Однажды он ударил ложкой по стакану, но звона не услышал. На лице ребенка отразилось удивление. Он еще раз ударил ложкой, Раздался глухой звук. Снова удивление (звона не было, потому что он прикрыл стакан рукой), Именно это удивление показывает, что ребенок преднамеренно ударял ложкой по стакану, чтобы вызвать звук.
До двухлетнего возраста дети не могут воспроизвести знакомое им действие без реального предмета действия (например, не имея ложки, показать, как ею пользуются). Поэтому существенным шагом в развитии произвольности является формирование способности к представлению отсутствующих предметов, благодаря чему поведение ребенка определяется не только наличной ситуацией, но и представляемой (Л. И. Божович. 1960). Вследствие этого растет время удержания заданной ребенку цели действия, что создает предпосылки для самостоятельной Постановки цели в более старшем возрасте.
В 3 года действие без реального предмета могут сделать 94% детей.
В период от 2 до 3 лет закладываются основы регулирующей функции речи. Большое значение для формирования волевых действий у ребенка имеет выработка Прочной и действенной реакции на два главных словесных сигнала взрослых: на слово «надо», требующее действия даже вопреки желанию ребенка. и на слово е нельзя, запрещающее действие, желаемое ребенком.
Однако побуждение и торможение действий в этом возрасте в основном регулируются все-таки реальными внешними стимулами.
С.Л. Рубинштейн отмечает, что было бы неправильно считать маленьких детей не способными к самообладанию и изображать их маленькими дикарями, которые живут не поддающимися обузданию инстинктами и импульсивными влечениями. Уже на третьем году жизни дети обнаруживают самообладание. Оно проявляется в отказе от чего-нибудь приятного, а также в решимости сделать что-нибудь неприятное, если это необходимо. Примерно к этому же времени (3—4 года) ребенок начинает понимать, что не всегда можно делать то, что хочется, Это значит, что дети способны к самоограничению. В то же время делать выбор (например, между двумя игрушками) им еще трудно.
К 3 годам, а иногда и раньше у детей проявляется выраженное стремление к самостоятельности. «Я сам», — требует малыш, бурно протестуя против вмешательства и помощи родителей.
Маленькому ребенку гораздо труднее подчиниться требованию не делать что-то, чем приказу делать что-то другое. Поэтому взрослым выгоднее выражать свои требования не в негативной, а позитивной форме: «Ты уже большая девочка, покажи, как ты это умеешь делать»
Дети 3 лет проявляют выдержку и терпение, если это предвещает им удовольствие,
С. Л. Рубинштейн пишет, что настойчивость проявляется уже в младенчестве. Правда, он определяет настойчивость как многократное повторение одного и того же эмоционально привлекательного акта. Я полагаю, что истинная настойчивость проявляется у детей значительно позже, доказательством чему служат целеустремленные занятия детей 6—8 лет спортом, музыкой.