Социализация несовершеннолетних осужденных

Таким образом, несовершеннолетние осужденные — это лица с незавершенным процессом социализации личности, предполагающей усвоение разнообразных социальных ролей, приобщение к системе социальных связей и отношений и т. д. Вместе с тем направление подростка, признанного виновным в совершении преступления, в исправительное учреждение закрытого типа, каким является воспитательная колония, прерывает начатый процесс социализации личности и, конечно же, еще более осложняет его нормальное развитие. Ведь незавершенный процесс социализации приходится продолжать в условиях изоляции от общества, что противоречит сути данного процесса. Однако полностью отказаться от применения в отношении несовершеннолетних преступников наказания в виде лишения свободы не представляется возможным, так как многие из них представляют серьезную опасность для социального окружения, в силу чего необходима их изоляция от общества. Возникает противоречие: одновременная необходимость изоляции подростка от общества и завершения процесса его соц
иализации.
Как показывает отечественный и зарубежный опыт, усиление репрессивных мер, ужесточение наказаний не могут рассматриваться как эффективный путь решения проблем роста масштабов преступности несовершеннолетних. Искоренение преступности — это прежде всего проблема социальная. Уровень преступности может последовательно сокращаться только в том случае, если будут столь же последовательно устраняться порождающие ее социальные факторы.
В целях комплексной и наиболее эффективной борьбы с преступностью несовершеннолетних планируются и осуществляются государственные национальные программы. Так, например, в 70-е годы в США на улучшение социальных, бытовых, культурных и материальных условий жизни делинквентной молодежи было направлено 36 программ, на совершенствование правоприменительной практики по уголовным делам (в том числе и для несовершеннолетних) — 13 программ. В начале 90-х годов в США действовало 65 программ по борьбе с делинквентностью среди молодежи. В развертывании данных программ участвовали семь федеральных ведомств и две специализированные организации, которым конгресс выделил для этого 15 млрд.долларов.
Экспертная комиссия Европейского парламента в 1996 г., рассмотрев проблемы преступности среди несовершеннолетних, разработала предложения по повышению эффективности борьбы с преступностью среди несовершеннолетних и молодежи, которые, в основном, сводятся к следующему: необходимо существенно активизировать сотрудничество полиции, социальных учреждений и национальных органов по делам несовершеннолетних и молодежи в области предупреждения преступности; изменить практику уголовного преследования несовершеннолетних правонарушителей и прекратить производства по таким делам; полностью исключить из полицейской практики случаи ареста несовершеннолетних правонарушителей и их содержание в камерах предварительного заключения; ограничить двумя годами с возможностью досрочного освобождения срок отбывания подростками наказания. В целом же предпочтение должно отдаваться перевоспитанию несовершеннолетних правонарушителей без помещения в исправительные учреждения [см. 50 - с. 237].
С этими предложениями экспертной комиссии Европейского парламента совпадают точки зрения специалистов в США. По мнению О. Реймера (одного из авторов проведенных исследований в США), необходимо в дальнейшем централизовать весь государственный аппарат борьбы с детской и молодежной делинквентностью. Одновременно им ставится вопрос о целесообразности сохранения нынешней правоприменительной политики в области борьбы с преступностью несовершеннолетних и молодежи, которая, как показывает практика, не дает положительных результатов. Он считает, что американские законодатели должны решить, какому направлению отдать предпочтение: профилактике правонарушений, вопросам принуждения и ужесточения наказания или же формированию более гибкой и дифференцированной политики, к которой призывают многие видные ученые-юристы и представители правоохранительных органов [см. 8 - с. 69].
Нельзя не согласиться, на наш взгляд, с тем, что для того, чтобы добиться реально ощутимых результатов в области борьбы с преступностью несовершеннолетних и молодежи, необходима гибкая и дифференцированная политика, причем проводимая не узковедомственно, а в государственных масштабах. Кроме того, видится необходимым учитывать при разработке концепции борьбы с преступностью несовершеннолетних следующие факторы: во-первых, предрасположенность подростков к совершению противозаконных действий во многих случаях исчезает без какого-либо внешнего воздействия после завершения процесса становления личности, и, во-вторых, репрессивные меры со стороны государственных учреждений часто приводят к негативным последствиям.
Поскольку задача добиться полного отказа от уголовного наказания в виде лишения свободы является пока невыполнимой, рекомендуется при назначении меры наказания учитывать возможную психологическую реакцию на них подростков-правонарушителей и их возрастные особенности. В работе с малолетними правонарушителями, помещенными в воспитательные колонии, главную роль должны играть воспитательные меры воздействия, школьное и профессиональное обучение и психологическая подготовка подростков к освобождению.