значение воспитательного процесса в исправлении преступников

Большое значение в организации воспитательного процесса, как это было выявлено нами из бесед с бывшими осужденными имеет коллектив осужденных. Положительный эффект здесь достигается чаще при воздействии на осужденного через его первичный коллектив (отряд, бригаду, класс), члены которого находятся в постоянном общении и взаимодействии друг с другом, повседневно связаны общими интересами и делами, отношениями ответственной зависимости и находятся под постоянным контролем воспитателя, знающего о характере межгрупповых и межличностных отношений осужденных. Необходимо доверять подросткам роль активных организаторов, а не только исполнителей воли воспитателей, использовать различные формы коллективной деятельности на основе самоуправления, творческого начала, самостоятельности. Перестройка нравственного сознания осужденного осуществляется в неразрывной связи с формированием позитивного опыта жизнедеятельности.
Большое значение имеет использование социально-полезных связей с родственниками осужденных, которое активизирует процесс воспитательной работы, позволяет разрушить созданный ранее стереотип антиобщественного образа жизни и поведения.
Гуманизация и педагогизация воспитательного процесса должна быть построена на здравом и реалистическом анализе обстановки — «на разумном гуманизме», т. е. система наказания должна быть достаточно гибкой, обеспечивать избирательность в применении режимных ограничений, создавать предпосылки для реального установления в учреждениях атмосферы человечности, уважительного отношения к закону и нравственным нормам. В настоящее время расширены права администрации и арсенал средств для дифференциации и индивидуализации воспитательных мер воздействия на осужденных в сторону ослабления репрессий и изоляции их от общества.
Исправительное воздействие на несовершеннолетних преступников следует рассматривать как единый процесс, начиная с момента взятия его под стражу и заканчивая периодом реабилитации и социальной адаптации после освобождения. На практике этот процесс оказывается разорванным. Причина — отсутствие должного взаимодействия между службами и учреждениями, обеспечивающими работу с несовершеннолетними правонарушителями и профилактику преступности.
Один из возможных вариантов организации совместной работы — воспитательные центры для несовершеннолетних преступников, в состав которых должны входить:
— следственный изолятор для содержания подследственных несовершеннолетних (к сожалению, в некоторых изоляторах несовершеннолетние содержатся вместе со взрослыми и неоднократно судимыми в условиях «субкультуры», позже перенося полученный опыт в воспитательную колонию);
— служба, обеспечивающая исполнение наказания в виде краткосрочного ареста;
— служба по исполнению наказания в виде лишения свободы (воспитательная колония);
— участок социальной адаптации для лиц, готовящихся к освобождению от наказания;
— временное общежитие для освобожденных, не имеющих постоянного места жительства;
— служба социального контроля, обеспечивающая работу с осужденными по отбытии наказания.
Создание таких центров могло бы обеспечить необходимое комплексное воздействие на несовершеннолетних, привлекаемых к уголовной ответственности, и преемственность в работе с ними, оградить их от негативного влияния взрослой преступной среды.
Эффективность исправительного воздействия, оказываемого на осужденных несовершеннолетних, определяется по общим критериям, основывающимся на известных степенях исправления: «встал на путь исправления», «твердо встал на путь исправления». К сожалению, эти критерии оценки являются единственными для всех исправительных учреждений и не отражают адекватно реальные процессы. Следовательно, достоверным показателем, определяющим эффективность исправительного воздействия, является рецидив преступного поведения после освобождения.
Неблагоприятные тенденции роста и ожесточения подростковой преступности, увеличение правонарушений в самих колониях и следственных изоляторах, достаточно высокий уровень рецидива свидетельствуют о том, что эффективность исправительного воздействия на данную категорию преступников пока низка. В этой связи представляется целесообразным расширять применение к несовершеннолетним иных, помимо лишения свободы, видов наказаний. Одним из таких альтернативных длительному лишению свободы видов наказаний может стать краткосрочный арест, который широко практикуется в европейских странах. Что же касается условного осуждения, то к данному виду наказания необходимо подходить более взвешенно и с установлением обязательного четкого контроля за лицами, к которым оно применено, так как подростки оказываются предоставленными самим себе, ощущая безнаказанность за совершенные преступные деяния. Необходимо также внедрять децентрализацию управления органами, исполняющими наказания, и предоставление большей самостоятельности местным
органам власти. В таком случае вопросы исправительного воздействия на несовершеннолетних преступников, применение к ним избирательного подхода при назначении и исполнении наказания могли бы решаться более оперативно и действенно.
Достижение желаемого эффекта в профилактике правонарушений и рецидивной преступности несовершеннолетних возможно лишь при условии привлечения к воспитательной работе с ними социальных педагогов-профессионалов. Плодотворно работать с трудными подростками, по нашему убеждению, могут только люди духовно богатые, щедро отдающие это богатство своим подопечным. Еще В. С. Соловьев писал: «Первое и самое важное условие есть, конечно, то, чтобы во главе пенитенциарных учреждений стояли воспитатели, способные к такой высокой и трудной задаче, — лучшие из юристов, психиатров и лиц с религиозным призванием» [см. 62 - с. 270].
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Азаров Ю. П. Семейная педагогика. — М., 1989.
2. Азбука нравственного воспитания / Под ред. И. А. Каирова, О. С. -Богдановой. — М., 1979.
3. Алемаскин — М. А. Воспитательная работа с подростками. — М.,
1979.с
4. Алмазов Б. Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. — Свердловск, 1986.
5. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. — М., 1996. 6. Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 1996.
7. Анисимов Л. Н. Профилактика пьянства и наркомании среди молодежи.
— М., 1989.
8. Антонян Ю. М., Самичев Е. Г. Неблагоприятные условия формирования личности в детстве и вопросы предупреждения преступности. — М., 1983.
9. Баженов В. Г. Воспитание педагогически запущенных подростков. — Киёв, 1986.
10. Башкатов И. П. Социально-психологические методы изучения личности и групп несовершеннолетних осужденных — М., 1986.
11. Беличева С. А. Основы превентивной психологии. — М., 1993.
12. Беляева Л. А. Философия воспитания как основа педагогической деятельности. — Екатеринбург, 1993.
13. Бестужев-Лада И. В. Факторы риска. — М., 1989.
14. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968
15. Бочарова В. Г. Социальная педагогика. — М., 1994.
16. Буева Л. П. Социальная среда и сознание личности. — М., 1968.
17. Бушуева В. О. Формирование здорового образа жизни у старшекласников: автореферат. - Пятигорск, 2001.
18. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. — М., 1988.
19. Ветров Н. М. Профилактика правонарушений среди молодежи. — М., 1986.
20. Воспитание детей в неполной семье: Пер. с чеш. / Общ. ред. Н. Н. Ершовой.—М., 1980.
21. Газман О. С. Воспитание: цели, средства, перспективы: Новое педагогическое мышление. — М., 1989.
22. Гребенников И. В. Основы семейной жизни. — М., 1991.
23. Голев А. Г. Педагогические аспекты антинаркологического воспитания
учащихся. Учебное пособие. - Пятигорск, 2001.
24. Григорьев С. И., Демина Л. Д. Психолого-педагогические основы социальной педагогики. — Барнаул, 1996.
25. Гурьева В. А., Гиндикин В. Я. Юношеские психопатии и алкоголизм. — М.,1980.
26. Гурски С. Внимание, родители: наркомания! 2-е изд. — М., 1989.
27. Данилин Е.М. Использование системы А. С. Макаренко в деятельности ВТК: Учеб. пособие. — М., 1991.
28. Дети с отклонениями в развитии: Метод, пособие для педагогов, воспитателей массовых и спец. учреждений и родителей. — М., 1997.
29. ДоровскойА. И. Дидактические основы развития одаренности учащихся. — М.,1998.
30. Емельянов В. П. Преступность несовершеннолетних с психическими аномалиями: Учеб. пособие. — Саратов, 1980.
31. Жигарев Е. С. Криминологическая характеристика несовершеннолетних и организация их правового воспитания: Учеб. пособие — М., 1990.
32. Заиграев Г. Г. Борьба с алкоголизмом: Проблемы, пути решения. — М.,-1986.
33. Закатова И. Н. Социальная педагогика в школе / Под ред. Г. К. Се левко. — М., 1996.
34. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. — М., 1986.
35. Зюбин Л. М. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися: Метод. пособие. — М., 1982.
36. Иващенко Г. М„ Кантонистова Н. С., Плотников — М. М. и др. Социальная реабилитация дезадаптированных детей и подростков в специализированном учреждении: Пособие для сотрудников специализированных учреждений. — М., 1996.
37. Караковский В. А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности — основа учебно-воспитательного процесса. — М., 1993.
38. Карпец И. И. Преступное общество. — М., 1983.
39. Клейберг Ю.А. Социальные нормы и отклонения. — М., 1997.
40. Колесов Д. В. Беседы об антиалкогольном воспитании. — М., 1987.
41. Коррекционная педагогика: Учеб. пособие. — М., 1998.
42. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. — М., 1985.
43. Леви В. Л. Нестандартный ребенок. — М., 1983.
44. Левин Б. М., Левин М. Б. Наркомания и наркотики. — М., 1991.
45. Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детском возрасте. — М., 1984.
46. Лиханов А. А. Дети без родителей: Кн. для учителя. — М., 1987.
47. Личко А. Е., Битенский В. С. Подростковая Наркология. — М., 1991.
48. Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия / Ред.-сост. В. С. Мухина. — М., 1991.
48а. Макаренко А. С. Сочинения в 7 Т. Т 5.
49. Матвеев В. Ф., Гройсман А. Л. Профилактика вредных привычек школьников: Кн. для учителя. — М., 1987.
50. Меньковский Г. М., Тузова А. П. Профилактика правонарушений несовершеннолетних. — Киев, 1987.
51. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. — М., 1997.
52. Муратова И.Д., Сидоров П. И. Антиалкогольное воспитание в школе. — Архангельск, 1997.
53. О мерах по улучшению охраны здоровья детей в Российской Федерации // Вестник, образования - 2002, №13.
54. О положении детей в РФ. — М., 1994.
55. Платонова Н. М. Основы социальной педагогики. — СПб, 1997.
56. Помощь родителям в воспитании детей / Общ. ред. В. Я. Пилипов-ского"- М., 1992.
57. Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями: Опыт и проблемы. — М., 1997.
58. Рязанцев В. А. Как предупредить алкоголизм. — Киев, 1984.
59. Смирнов В. Е. Наркомания: Знак беды. — М., 1988.
60. Смирнова Е. Р., Ярская В. Н. Философия и методология социальной работы: Учеб. пособие. — М., 1997.
61. Соковня-Семенова И. И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. — М., 1997.
62. Соловьев В. С. Оправдание добра. — М., 1996.
63. Социальная педагогика / Под ред. М. А. Галагузовой - М., 2001.
64. Социальная дезадаптация: Нарушение поведения у детей и подростков. — М.,1996.
65. Социально-психологические, социально-педагогические и индивидуально-личностные проблемы профилактики правонарушений несовершеннолетних / Под ред. В. Ф. Пирожкова и др. — М., 1980.
66. Суворов А. В. Школа взаимной человечности. — М., 1995.
67. Тарухин С. А. Преступное поведение: Социальные и психологические черты. — М., 1974.
68. Трудные судьбы подростков — кто виноват? — М., 1991.
69. Федеральный закон об утверждении Федеральной программы развития образования // Вестник образования - 2000 г., №6.
70. Фромм А. Азбука для родителей. — М., 1994.
71. Уголовный кодекс РФ.
72. Шульгин В. Н. Основные вопросы социального воспитания. — М., 1924.
73. Ягодинский В. Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. — М., 1986.
74. Ярская-Смирнова Е. Р. Социокультурный анализ нетипичности. — Саратов, 1997.