Основныеположения культурно-исторической концепции Л.С.Выготского. Понятие «зоны ближайшего развития». Их теоретическое и практическое значение.

 

Современные представления о соотношении биологического и социального, принятые в отечественной психологии, в основном, базируются на положениях Л.С. Выготского.Он подчеркивал единство наследственных и социальных моментов в процессе развития. Наследственность присутствует в развитии всех психических функций ребенка, но имеет как бы разный удельный вес. Элементарные функции (начиная с ощущений и восприятия) больше обусловлены наследственно, чем высшие (произвольная память, логическое мышление, речь).Он сформулировал ЗАКОНЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ:1) детское развития имеет сложную организацию во времени: ритм развития не совпадает с ритмом времени. Ритм развития меняется в разные возрастные периоды2) неравномерность (в развитии ребенка стабильные периоды сменяются критическими периодами)3) сензитивность (в развитии ребенка есть наиболее чувствительные периоды, когда психика способна воспринимать внешние воздействия 1-3 г — речь, дошкольник — память, 3-4 г — исправление дефектов речи)4) компенсация (проявляется

в способности психики компенсировать недостаток одних функций за счет развития других например у слепых людей обостряются другие качества — слух, тактильные ощущения, обоняние)Выготский выделил 2 уровня (зоны) психического развития:

 

1) Зона актуального развития (ЗАР) — те ЗУН, действия, которые есть в психике ребенка на сегодняшний день то, что ребенок может делать самостоятельно.2) Зона ближайшего развития (ЗБР) — задачи, которые сегодня ребенок может выполнить при помощи взрослого, а завтра — самостоятельно. Маркова выделяла третий уровень развития — уровень саморазвития (самообучаемость).ОБУЧЕНИЕ должно опираться на ЗБР. Обучение, по Л.С. Выготскому, ведет за собой развитие «тянет» его за собой. Но оно не должно, в то же время, отрываться от развития ребенка. Значительный отрыв, искусственное забегание вперед без учета возможностей ребенка приведет в лучшем случае к натаскиванию, но не будет иметь развивающего эффекта.