Стадия младенчества (от 0 до 2-х лет). Кризис новорожденности. Кризис первого года жизни.

 

Комплекс «оживления».Процесс рождения — тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Психологи называют этот период — кризис новорожденности.Причины кризиса новорожденности:- Физиологические (рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания).- Психологические (психика новорожденного ребенка представляет собой набор врожденных безусловных рефлексов, которые помогают ребенку в первые часы его жизни). безусловные рефлексы имеет новорожденный- Это, прежде всего дыхательный и сосательный рефлексы, защитные и ориентировочные рефлексы.. Основную часть времени ребенок спит.Ребенок обладает чувствительностью: различает соленый, горький, сладкий вкус реагирует на звуковые раздражители. Психической жизни ребенка — возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое -на 2-3 неделе. Резкий звук, например, хлопнувшей двери, вызывает прекращение движений, ребенок зам

ирает и замолкает. Позже, на 3-4 неделе, такая же реакция возникает на голос человека. и поворачивает голову в сторону его источника..Новорожденный,, устанавливает с мамой эмоциональные связи. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа «комплексом оживления»Комплекс оживления, включающий истинно человеческую особенность — улыбку, — знаменует собой появление первой социальной потребности — потребности в общении. А становление у ребенка потребности в общении означает, что он в своем психическом развитии переходит от новорожденности в собственно младенчество. Новообразования: элементарные формы восприятия и мышления. Первые самостоятельные шаги, слова. Активная потребность в познании окружающего мира.С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка. Между младенческим возрастом (0-1) и ранним детством (1-3) существует переходн

 

ый период, который называется «кризис 1 года»Внешние проявления кризиса: у ребенка появляются аффективные реакции, когда взрослый его не понимает или что-то запрещает делать. Ребенок становиться беспокойным, появляются проявления самостоятельности.Внутренние причины кризиса: нарастание противоречия между потребностями в познании окружающего мира и теми возможностями, которыми ребенок обладает. Возможности являются еще недостаточными для удовлетворения потребностей.Главное приобретение переходного периода — своеобразная детская речь, которую Л.С. Выготский назвал автономной.