Деятельность и психические процессы

 

Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь, творчество – выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности.

Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно сделать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты.

Психические процессы не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности.

Восприятие в процессе практической деятельности приобретает свои важнейшие качества. В деятельности формируются его основные виды: восприятие глубины направления и скорости движения времени и пространства.

Воображение тоже связано с деятельностью. Во-первых, человек не в состоянии представить или вообразить такое, что когда-либо не выступало в опыте, не было элементом, предметом, условием или моментом какой-либо деятельности. Фактура воображения есть отражение, хотя и не буквальное, опыта практической деятельности.4

Еще в большей степени это относится к памяти, причем к двум ее основным процессам одновременно: к запоминанию и воспроизведению. Запоминание осуществляется в деятельности и само представляет особого рода мнемическую деятельность, которая содержит действия и операции, направленные на подготовку материала к лучшему его запоминанию. Это – структурирование, включение разнообразных предметов и движений в процесс запоминания и т.п.

Припоминание также предполагает выполнение определенных действий, направленных на то, чтобы вовремя и точно вспомнить запечатанный в памяти материал. Известно, что сознательное воспроизведение деятельности, в ходе которой некий материал был заполнен, способствует тому, что он легче припоминается. Мышление в ряде своих форм идентично практической деятельности (так называемое «ручное», или практическое мышление). В более развитых формах – образной и логической – деятельный момент выступает в нем в виде внутренних, мыслительных действий и операций.

Речь также представляет собой особого рода деятельность, частного характеризую ее, пользуется словосочетанием «речевая деятельность».

 

Творчество – характеризуется параметрами:

* богатством мысли (количество новых идей в единицу времени)

* гибкостью мысли (скорость переключения с одной задачи на другую)

* оригинальность

* любознательность

* способность к разработке гипотезы

* иррелевантность – логическая независимость реакции.



Adblock detector