ситуации стресса обыденной жизни

Существуют и другого типа трудные ситуации, которые с большей вероятностью могут встретиться в жизни практически каждого ребенка. Это так называемые “ситуации стресса обыденной жизни” – повседневные, зачастую и повторяющиеся события, способные вызвать затруднения и отрицательные переживания (например, посещение зубного врача, ссора с товарищем, ответ у доски и др.). Их влияние на развитие детской личности не менее велико. Это можно объяснить тем, что все подобные, казалось бы, “мелочи жизни” нужно преодолевать, каждый раз необходимо находить то или иное решение. Именно в таких обыденных ситуациях ребенок приобретает удачный или неудачный опыт преодоления препятствий, определяет собственное отношение к трудностям, пробует, “примеряет” разные способы действия, вырабатывает наиболее приемлемую для себя тактику поведения [10].
Проблема сохранения психического здоровья детей и профилактики его нарушений является предметом пристального внимания специалистов разных областей: медиков, педагогов, психологов. Однако не менее важная роль в ее решении принадлежит и тем, кто принимает в жизни детей непосредственное участие и имеет с ними каждодневный контакт – родителям.
С точки зрения обсуждаемой проблемы – трудные ситуации у детей – роль родителей представляется двоякой: во-первых, именно родители нередко создают своим детям трудные жизненные ситуации. Подавляющее число психотравмирующих ситуаций спровоцировано семьей, и родители являются теми взрослыми, которые учат детей преодолевать трудности жизни [10].
Влияние родителей на становление у детей способов поведения в трудных ситуациях крайне велико. Можно выделить, по меньшей мере, три аспекта такого влияния:
1. Стиль семейного воспитания, который во многом формирует личность ребенка. Так, психологами выделены 3 группы детей, склад характера которых соответствовал определенным типам воспитательных воздействий, практикующихся в семье.
Были установлены следующие зависимости:
А) авторитетные родители – инициативные, общительные, добрые дети;
Б) авторитарные родители – раздражительные, склонные к конфликтам дети;
В) снисходительные родители – импульсивные, агрессивные дети.
2. Собственное поведение родителей в различных трудных ситуациях, которое ребенок (сознательно или бессознательно) принимает для себя в качестве примера для подражания.
3. Целенаправленное обучение детей конструктивным способам преодоления трудных ситуаций [14].
Естественное желание всех родителей – уберечь, предостеречь своего ребенка от возможных неприятностей в жизни. Однако постоянно контролировать и поправлять каждый его шаг, решать за него его собственные проблемы – дело нереальное и совершенно неэффективное. Поэтому единственное и наиболее разумное, что могут сделать родители – это подготовить своих детей самостоятельно преодолевать трудности жизни [19].