Возрастная динамика развития взаимоотношений дошкольников

В дошкольные годы, особенно в 5-6 летнем возрасте, идет интенсивный процесс становления самосознания. Важный компонент развития – осознание себя как представителя определенного пола. Усвоение образцов поведения, соответствующих полу, неотъемлемой частью входит в общий процесс социализации дошкольника. Он осуществляется не только через семью, но и через сверстников.
Группа детского сада – это, по существу, первое детское общество, возникающее на основе сюжетно ролевой игры, где имеются благоприятные условия для формирования качеств общественности, начал коллективизма.
Воспитательное влияние группы на дошкольника обуславливается как исключительной значимостью оющества сверстников, так и эмоциональной притягательностью.
Потребность всегда участвовать в совместной деятельности со сверстниками растет от младшего дошкольного возраста к старшему. И если ребята не принимают своего товарища в игру, исключают из игры в случае нарушения правил – это действенная воспитательная мера детского общества по отношению к своему сверстнику.
Социально-психологические исследования межличностных отношений общения и взаимодействия дошкольников в детском саду, проводимое Репиной, Антоновой, Рояк и Иванковой на протяжении многих лет, показало, что неправильно рассматривать связи, устанавливающие между детьми в группе, как случайные, неустойчивые, ситуативные и непосредственно эмоциональные.
Группа детского сада для ребенка – источник различных переживаний, как положительных, так и отрицательных. В группе усваиваются навыки социального поведения и нравственные нормы во взаимодействии детей друг с другом в различных видах совместной деятельности – игровой, трудовой, изобразительной и др.
Общество сверстников в группе детского сада наряду с другими функциями выполняет и функцию половой социализации. Наблюдая за общением и деятельностью детей можно сказать, что склонность более благожелательно относиться к сверстникам одного пола, участвовать с ними в совместной деятельности проявляется очень рано. Однако к 4 годам она уже ярко выражается, и дети, которые следуют поведению, предписанному полу, лучше принимаются сверстниками.
Перед педагогом встает сложная задача – найти пути, способствующие дружбе между мальчиками и девочками и вместе с тем не тормозить процесс половой дифферентации, а только тонко корректировать. И один из путей продолжения разобщенности в группе детского сада без нарушения процесса половой социализации – использование сюжетно-ролевых игр с ролями, которые учитывают интересы, как мальчиков, так и девочек.