Представления гуманистической и когнитивной психотерапии

При том, что когнитивная и гуманистическая психотерапии используют различный концептуальный аппарат, к вопросу о природе тревожности они подходят схожим образом – тревожность возникает при столкновении с новым опытом, который не согласуется с представлениями человека, угрожает им.
Джорж Келли определял тревожность, как осознавание того, что события, с которыми сталкивается человек лежат вне диапазона применимости его личной системы познавательных конструктов (Kelly, 1955). По Келли, тревога есть результат осознания, что существующие конструкты не могут быть применены для предвидения всех событий с которыми сталкивается человек. Он подчеркивал, что дело не в том, что система конструктов не идеальна, что человек не тревожится просто потому, что его ожидания не точны. Тревожность возникает тогда, когда человек осознает, что у него нет в принципе адекватных конструктов, с помощью которых можно интерпретировать события. Именно невозможность прогнозировать вызывает чувство беспомощности, незащищенности.
В свою очередь, Карл Роджерс видел источник тревожности во встрече субъекта с опытом, который, если его допустить к осознанию, может угрожать представлению человека о себе. Тогда возникает чувство тревожности без осознания причины. Бессознательные реакции на этот опыт, вызывают психофизиологические изменения (McCleary and Lazarus, 1949).
Понимания тревоги в когнитивной и гуманистической психотерапии резко отличаются от психоаналитического представления о невротической тревожности как следствия неосознаваемых конфликтов и сдерживаемой инстинктивной энергии.