Представления о тревожности в бихевиоризме

В совсем ином ключе подходили к проблеме тревожности представители поведенческого направления в психологии. Согласно взглядам классиков теории научения и представителей ее более современных ответвлений, тревожность и страх — очень близкие явления. И тревожность, и страх — эмоциональные реакции, возникающие на основе условного рефлекса. Они, в свою очередь, создают почву для широкого репертуара инструментальных реакций избегания, на основе которых и происходит социализация индивида, возникают (в случае закрепления неадаптивных форм) невротические нарушения.
Экспериментальные исследования тревожности. Существенное влияние на изучение тревожности в русле теории научения оказала «концепция влечения» К.Л. Халла. Она легла в основу работ по тревожности социальной школы научения (попытка синтеза бихевиоризма и психоанализа) и исследований Р. Спенса и Дж. Тейлора.
Среди всех свойств поддающихся измерению с помощью личностных опросников, наибольшее значение получила тревожность. Тейлор и Спенс разработали методику её изучения. При этом авторы не столько интересовались тревожностью как таковой, сколько изучением влияния силы влечения на научение новым способам поведения.
Из 566 заданий теста MMPI, Тейлор выделила 50 заданий для шкалы, названной ею шкалой тревожности (MAS).
Результаты использования новой методики показали, что невротически и психотически предрасположенные лица имеют отклоняющиеся от нормы высокие показатели.
Проблема действия устойчивой тревожности в оценочных ситуациях (так называемая тестовая тревожность) подробно изучается в работах И.Г. Сарасона, в которых, в частности, показано, что тревожность перед экзаменами и тестовыми испытаниями отражает общую оценочную тревожность индивида. Для измерения тенденции к тревожности у детей в таких ситуациях был разработан ряд шкал, из которых наиболее известна «Шкала тестовой тревожности для детей». В одном из лонгитюдных исследований, проведенных с использованием этой шкалы, было, например, показано, что результаты тестов и экзаменов у детей с высоким уровнем тревожности хуже, чем у нетревожных, причем с возрастом эта тенденция усиливается.