Анализ и интерпретация полученных результатов

В качестве эмпирической базы исследования был выбран Башкирский государственный педагогический университет. Выборка состояла из 20 человек, из них 10 юношей и 10 девушек в возрасте от 19 до 22 лет. Юноши и девушки являются студентами БГПУ и ещё не состояли в браке.
Анализируя представления испытуемых, мы опирались на данные анкеты положительных и отрицательных качеств мужчин и женщин. При этом были выявлены наиболее часто встречаемые качества, которые помогли составить обобщенную картину качеств, значимых для данной выборки (Приложение 4).
Для более полной информации о гендерных стереотипах молодых людей, мы подсчитали максимальное количество качеств, присущих идеальным мужчинам и женщинам, опираясь на данные из анкеты половых ролей (Приложение 4).
Из Приложения 4 видно, что по вопросу о положительных качествах женщины ответы юношей и девушек примерно схожи. Она должна обладать такими качествами, как: ум, доброта, привлекательность, жизнерадостность, женственность, нежность, любовь к детям.
Примерно так же совпадают мнения испытуемых и о «мужских» качествах: ум, мужественность, жизнерадостность, индивидуализм, привлекательность, надёжность, вера в себя.
Некоторые качества приписываемые мужчинам и женщинам совпадают, но всё же «женские» качества более «мягкие», определяющие эмоциональное восприятие мира. Характеризуют женщину, как более эмпатичную, ориентированную на создание семьи и воспитание детей. Мужчинам приписываются качества более энергичных, уверенных в своих силах и менее эмпатичных.
Что касается отрицательных качеств, то здесь мнения юношей и девушек имеют некий разброс. Девушки считают у представительниц своего пола, отрицательными следующие качества: злость, агрессивность, недоверчивость, угрюмость, невоспитанность; в то время как юноши считают отрицательными качествами женщин: глупость, инфантильность, скрытность, тщеславие.
Отрицательные качества мужчин, по мнению девушек являются: угрюмость, застенчивость, ревнивость, малорезультативность, скрытность; по мнению юношей: глупость, непредсказуемость, тщеславие, инфантильность, трусливость.
С помощью анкеты половых ролей Бэма, было подсчитано общее количество баллов феминности, присущей идеальной женщине; маскулинности, присущей идеальной женщине; маскулинности, присущей идеальному мужчине; феминности, присущей идеальному мужчине (Приложение 5).
Показатели феминных качеств для женщин находится в интервале от 92 до 131; показатели маскулинных качеств у женщины находится в интервале от 65 до 119; показатели маскулинных качеств у мужчины колеблется в пределах от 92 до 136; показатели феминных качеств у мужчины колеблется в пределах от 64 до 118.
При определении уровня тревожности индивидов в данной выборке, были получены результаты, которые находятся в интервале от 13 – показатель среднего (с тенденцией к низкому) уровня тревожности; до 43 – показатель очень высокого уровня тревоги.
Для более глубокого исследования стереотипных представлений молодых людей, мы подсчитали корреляцию между ответами юношей и девушек: по феминным качествам идеальной женщины; по маскулинным качествам идеальной женщины; по маскулинным качествам идеального мужчины; по феминным качествам идеального мужчины; по уровню тревожности. Для определения различий в исследуемых признаках был использован критерий U Манна-Уитни (Приложение 6).
После подсчета результатов, было установлено, что различия между результатами исследования испытуемых не значимы. Следовательно, представления о идеальной женщине и идеальном мужчине, у девушек и юношей не отличаются.
Для того, чтобы определить взаимосвязь между тревожностью и гендерными стереотипами мы сопоставили результаты проявления феминных и маскулинных качеств анкеты половых ролей (Приложение 5), с результатами проявления тревожности у испытуемых по шкале Тейлора (Приложение 7).
В своём исследовании мы опирались на показатель ранговой корреляции выявленный Ч. Спирменом, а также для проверки достоверности результатов были использованы средства статической обработки средствами Microsoft Exel.