Анализ и интерпретация полученных результатов

В качестве эмпирической базы исследования был выбран Башкирский государственный педагогический университет. Выборка состояла из 20 человек, из них 10 юношей и 10 девушек в возрасте от 19 до 22 лет. Юноши и девушки являются студентами БГПУ и ещё не состояли в браке.

Анализируя представления испытуемых, мы опирались на данные анкеты положительных и отрицательных качеств мужчин и женщин. При этом были выявлены наиболее часто встречаемые качества, которые помогли составить обобщенную картину качеств, значимых для данной выборки (Приложение 4).

Для более полной информации о гендерных стереотипах молодых людей, мы подсчитали максимальное количество качеств, присущих идеальным мужчинам и женщинам, опираясь на данные из анкеты половых ролей (Приложение 4).

Из Приложения 4 видно, что по вопросу о положительных качествах женщины ответы юношей и девушек примерно схожи. Она должна обладать такими качествами, как: ум, доброта, привлекательность, жизнерадостность, женственность, нежность, любовь к детям.

Примерно так же совпадают мнения испытуемых и о «мужских» качествах: ум, мужественность, жизнерадостность, индивидуализм, привлекательность, надёжность, вера в себя.

Некоторые качества приписываемые мужчинам и женщинам совпадают, но всё же «женские» качества более «мягкие», определяющие эмоциональное восприятие мира. Характеризуют женщину, как более эмпатичную, ориентированную на создание семьи и воспитание детей. Мужчинам приписываются качества более энергичных, уверенных в своих силах и менее эмпатичных.

Что касается отрицательных качеств, то здесь мнения юношей и девушек имеют некий разброс. Девушки считают у представительниц своего пола, отрицательными следующие качества: злость, агрессивность, недоверчивость, угрюмость, невоспитанность в то время как юноши считают отрицательными качествами женщин: глупость, инфантильность, скрытность, тщеславие.

Отрицательные качества мужчин, по мнению девушек являются: угрюмость, застенчивость, ревнивость, малорезультативность, скрытность по мнению юношей: глупость, непредсказуемость, тщеславие, инфантильность, трусливость.

С помощью анкеты половых ролей Бэма, было подсчитано общее количество баллов феминности, присущей идеальной женщине маскулинности, присущей идеальной женщине маскулинности, присущей идеальному мужчине феминности, присущей идеальному мужчине (Приложение 5).

Показатели феминных качеств для женщин находится в интервале от 92 до 131 показатели маскулинных качеств у женщины находится в интервале от 65 до 119 показатели маскулинных качеств у мужчины колеблется в пределах от 92 до 136 показатели феминных качеств у мужчины колеблется в пределах от 64 до 118.

При определении уровня тревожности индивидов в данной выборке, были получены результаты, которые находятся в интервале от 13 – показатель среднего (с тенденцией к низкому) уровня тревожности до 43 – показатель очень высокого уровня тревоги.

Для более глубокого исследования стереотипных представлений молодых людей, мы подсчитали корреляцию между ответами юношей и девушек: по феминным качествам идеальной женщины по маскулинным качествам идеальной женщины по маскулинным качествам идеального мужчины по феминным качествам идеального мужчины по уровню тревожности. Для определения различий в исследуемых признаках был использован критерий U Манна-Уитни (Приложение 6).

После подсчета результатов, было установлено, что различия между результатами исследования испытуемых не значимы. Следовательно, представления о идеальной женщине и идеальном мужчине, у девушек и юношей не отличаются.

Для того, чтобы определить взаимосвязь между тревожностью и гендерными стереотипами мы сопоставили результаты проявления феминных и маскулинных качеств анкеты половых ролей (Приложение 5), с результатами проявления тревожности у испытуемых по шкале Тейлора (Приложение 7).

В своём исследовании мы опирались на показатель ранговой корреляции выявленный Ч. Спирменом, а также для проверки достоверности результатов были использованы средства статической обработки средствами Microsoft Exel.

 



Adblock detector