Гравитационная модель развития промышленности Шеффле

 

Гравитационная модель Шеффле. Шеффле утверждал, что промышленность развивается преимущественно в больших городах или поблизости от них. Большие города притягивают к себе промышленные предприятия, причем сила их притяжения обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними:

где Мij — притяжение двух городских центров i,j

Pi, Pj — население городов i,j

Dij — расстояние между городами

Локализация промышленности тем сильнее, чем больше городское население, чем меньше расстояние до рынков сбыта и чем теснее расположены крупные города. Существующие отклонения от модельного размещения приписывались сосредоточению промышленных предприятий около источников сырья и топлива.

 

Так или иначе, рассмотренные выше закономерности выполнялись лишь для конкретных отраслей. На повестке дня стояло создание глобальной модели размещения промышленности. Ее автором стал немецкий экономист А. Вебер.

Модель Вебера. Как и во всех идеальных географических моделях, Вебер размещает отрасли промышленности в идеальных условиях изолированного государства, где природные ресурсы, необходимые для производства располагаются по концентрическим зонам вокруг известных рыночных центров. Отрасли промышленности в модели Вебера различаются в зависимости от используемых природных ресурсов которые подразделяются на локализованные (ископаемые топливо, руды) и повсеместно распространенные (вода, песок). Очевидно, что при выборе местоположения наибольшее значение (а для добывающих отраслей — решающее) имеют локализованные ресурсы. Экономическая выгодность расположения отдельных предприятий зависит от соотношения спроса и предложения на производимую продукцию.

Где же будет располагаться завод — ближе к источникам сырья или к рынку сбыта? Конкретный пункт его размещения рассчитывается при помощи нахождения точки минимальных перемещений ( иначе — минимальных транспортных издержек), которая обеспечивает оптимальное перемещение сырья на завод и готовой продукции на рынок. Ее расположение относительно источника сырья и рынка сбыта Вебер предложил определять при помощи МАТЕРИАЛЬНОГО ИНДЕКСА (К)

Если К>1, то точка минимальных перемещений находится ближе к источнику материалов, если К<1, то - ближе к рынку сбыта. Предприниматель будет строить заводы в местах с минимальным уровнем транспортных издержек и стоимости рабочей силы. Для некоторых отраслей важное значение приобретает агломерация объектов или их рассредоточение. Рассмотрим подробнее функциональные зависимости каждого из факторов производства. Транспортные издержки зависят от веса перевозимых материалов и дальности перевозок. Этот показатель, измеряемый тонно-километрами является одним из важнейших для оценки эффективности работы транспорта. Влияние стоимости рабочей силы выявляется через РАБОЧИЙ КОЭФФИЦИЕНТ, рассчитываемый как отношение издержек на рабочую силу к суммарному весу расходных материалов и готовой продукции. В тех случаях, где коэффициент высок, промышленные предприятия мигрируют от точки минимальных перемещений, поскольку экономия издержек на рабочую силу компенсирует более высокие транспортные издержки. Агломерационная экономия, т.е. экономия от укрупнения позволяет добиться значительного роста прибылей. Сосредоточение индустриальных объектов может быть обусловлено комплексной разработкой локализованных природных ресурсов или размещением предприятий в крупных транспортных узлах. Этот фактор может побудить предпринимателей отказаться от мест, где транспортные издержки и стоимость рабочей силы минимальны. Пределом безграничного увеличения прибылей от агломерации служит рост цен на земельные участки, который наоборот, стимулирует рассредоточение промышленных предприятий.