Формы погашения облигаций

Существует несколько форм выплаты дохода (погашения облигаций):
a) Погашение в денежной форме - это выплата процентов по облигациям и оплата стоимости облигации. Эмитент аккумулирует необходимые средства несколькими путями:
* образуя специальный резервный фонд займа (до 50 % от привлеченных средств), средства которого наращиваются различными финансовыми инструментами (игра на рынке ГКО);
* вкладывая свободные привлеченные средства на депозитные счета в коммерческие банки;
* продавая по рыночной цене части просроченных целевых объектов.
Погашение в денежной форме по способу выплаты дохода подразделяется на четыре вида:
* облигации с фиксированным доходом на все время займа (в 1995 г. было 12 выпусков);
* облигации с переменным (плавающим) доходом (купоном), который изменяется в зависимости от колебаний ставки процента, избранного в качестве ориентира (43 выпуска);
* дисконтные (бескупонные). Сюда относятся краткосрочные бескупонные обязательства типа ГКО. Они облегчают техническую сторону дела, избавляют от необходимости проводить регулярные выплаты процентов (12 выпусков);
* беспроцентные облигации, процент не начисляется вообще, а доход складывается за счет разницы в курсовой стоимости, образуемой при продаже облигаций на вторичном рынке или эмитенту по возросшей индексированной номинальной стоимости (24 выпуска) /37, № 6, с. 42/.
b) Натуральная (неденежная) форма имеет следующие варианты погашения:
* жильем, т. е. квартирами. Облигации в таком случае имеют как бы двойственное выражение номинала - в рублях и кв. метрах жилья - и по сути представляют обязательство предоставить инвестору определенное количество кв. метров жилья при условии накопления необходимого количества бумаг, соответствующего площади квартиры. Подобные займы выпускались или выпускаются Самарской, Ульяновской, Оренбургской, Новгородской областями и Чувашской республикой, Республикой Татарстан;
* установкой телефонных номеров;
* землей;
* ценными бумагами, в том числе путем обмена облигаций на акции предприятий или на облигации нового выпуска.
c) Дополнительные розыгрыши призов (лотерей). Так разыгрывались:
* земельные участки;
* вещевые лотереи (в рамках первого Нижегородского областного займа 1992 г. регулярно разыгрывались товары местного производства);
* квартиры;
* дополнительные облигации.
В отдельных случаях использовались различные комбинации форм выплаты дохода по облигациям (например, по условиям выпуска займа Астраханской области 1994 г. предусмотрена выплата доходов как в денежной форме - 60 %, так и в форме розыгрыша товаров и квартир, построенных на средства займа).
Сама процедура выпуска субфедеральных займов достаточно сложна и состоит из ряда этапов:
a) решение администрации об организационных мероприятиях по подготовке и проведению займов;
b) законодательное утверждение основных параметров займа и гарантий по нему в Законодательном собрании;
c) принятие администрацией нормативного документа, регламентирующего порядок, условия, состав участников, сроки проведения займов. К участникам областных займов относятся:
* орган власти - финансовое управление;
* генеральный менеджер займа, которым является финансовая компания, ее функция заключается в разработке проспекта эмиссии, определении покрытия ценных бумаг;
* уполномоченный банк по займу, который управляет средствами фонда погашения, выплачивает доходы, осуществляет погашение ценных бумаг;
* генеральный агент по размещению, который осуществляет первичное размещение ценных бумаг, определяет круг инвесторов, создает рекламу;
* регистратор, который ведет реестр держателей областных облигаций;
* профессиональные участники рынка ценных бумаг: брокеры, дилеры, финансовые институты.
d) принятие администрацией нормативного документа об обеспечении областного займа;
e) заключение администрацией двусторонних и многосторонних договоров между основными участниками займа;
f) подготовка проспекта эмиссии и его регистрация в Минфине РФ.
В процессе выпуска займов задействованы три стороны: эмитент (исполнительный орган власти субъектов РФ), посредник (профессиональный участник фондового рынка) и инвесторы. В редких случаях местные органы власти самостоятельно осуществляют распределение своих облигаций. Это возможно только при небольших объемах выпуска ценных бумаг. В большинстве случаев они прибегают к услугам профессиональных участников фондового рынка.