Формы погашения облигаций

Формы погашения облигаций

Существует несколько форм выплаты дохода (погашения облигаций):

a) Погашение в денежной форме — это выплата процентов по облигациям и оплата стоимости облигации. Эмитент аккумулирует необходимые средства несколькими путями:

* образуя специальный резервный фонд займа (до 50 % от привлеченных средств), средства которого наращиваются различными финансовыми инструментами (игра на рынке ГКО)

* вкладывая свободные привлеченные средства на депозитные счета в коммерческие банки

* продавая по рыночной цене части просроченных целевых объектов.

Погашение в денежной форме по способу выплаты дохода подразделяется на четыре вида:

* облигации с фиксированным доходом на все время займа (в 1995 г. было 12 выпусков)

* облигации с переменным (плавающим) доходом (купоном), который изменяется в зависимости от колебаний ставки процента, избранного в качестве ориентира (43 выпуска)

* дисконтные (бескупонные). Сюда относятся краткосрочные бескупонные обязательства типа ГКО. Они облегчают техническую сторону дела, избавляют от необходимости проводить регулярные выплаты процентов (12 выпусков)

* беспроцентные облигации, процент не начисляется вообще, а доход складывается за счет разницы в курсовой стоимости, образуемой при продаже облигаций на вторичном рынке или эмитенту по возросшей индексированной номинальной стоимости (24 выпуска) /37, № 6, с. 42/.

b) Натуральная (неденежная) форма имеет следующие варианты погашения:

* жильем, т. е. квартирами. Облигации в таком случае имеют как бы двойственное выражение номинала — в рублях и кв. метрах жилья — и по сути представляют обязательство предоставить инвестору определенное количество кв. метров жилья при условии накопления необходимого количества бумаг, соответствующего площади квартиры. Подобные займы выпускались или выпускаются Самарской, Ульяновской, Оренбургской, Новгородской областями и Чувашской республикой, Республикой Татарстан

* установкой телефонных номеров

* землей

* ценными бумагами, в том числе путем обмена облигаций на акции предприятий или на облигации нового выпуска.

c) Дополнительные розыгрыши призов (лотерей). Так разыгрывались:

* земельные участки

* вещевые лотереи (в рамках первого Нижегородского областного займа 1992 г. регулярно разыгрывались товары местного производства)

* квартиры

* дополнительные облигации.

В отдельных случаях использовались различные комбинации форм выплаты дохода по облигациям (например, по условиям выпуска займа Астраханской области 1994 г. предусмотрена выплата доходов как в денежной форме — 60 %, так и в форме розыгрыша товаров и квартир, построенных на средства займа).

Сама процедура выпуска субфедеральных займов достаточно сложна и состоит из ряда этапов:

a) решение администрации об организационных мероприятиях по подготовке и проведению займов

b) законодательное утверждение основных параметров займа и гарантий по нему в Законодательном собрании

c) принятие администрацией нормативного документа, регламентирующего порядок, условия, состав участников, сроки проведения займов. К участникам областных займов относятся:

* орган власти — финансовое управление

* генеральный менеджер займа, которым является финансовая компания, ее функция заключается в разработке проспекта эмиссии, определении покрытия ценных бумаг

* уполномоченный банк по займу, который управляет средствами фонда погашения, выплачивает доходы, осуществляет погашение ценных бумаг

* генеральный агент по размещению, который осуществляет первичное размещение ценных бумаг, определяет круг инвесторов, создает рекламу

* регистратор, который ведет реестр держателей областных облигаций

* профессиональные участники рынка ценных бумаг: брокеры, дилеры, финансовые институты.

d) принятие администрацией нормативного документа об обеспечении областного займа

e) заключение администрацией двусторонних и многосторонних договоров между основными участниками займа

f) подготовка проспекта эмиссии и его регистрация в Минфине РФ.

В процессе выпуска займов задействованы три стороны: эмитент (исполнительный орган власти субъектов РФ), посредник (профессиональный участник фондового рынка) и инвесторы. В редких случаях местные органы власти самостоятельно осуществляют распределение своих облигаций. Это возможно только при небольших объемах выпуска ценных бумаг. В большинстве случаев они прибегают к услугам профессиональных участников фондового рынка.

 



Adblock detector