Агрооблигации

c) Агрооблигации - нерыночные ценные бумаги, которые выпускаются субъектами РФ в счет погашения задолженности перед федеральным бюджетом по товарным кредитам, предоставляемые Минфином в 1996 г. Они являются бездокументарными ценные бумаги со сроком погашения от 1 до 3 лет номинальной стоимостью 10 млн. руб., по которым выплачивается купонный доход в размере 10 % годовых. Облигации выпускаются траншами со сроком погашения 1, 2 и 3 года. Объем выпуска этих бумаг оговаривается протоколом, согласованным с суммой задолженности по товарному кредиту, подписанному Минфином и субъектом РФ. Весь выпуск облигаций передается в распоряжение Минфина.
Изначально 17 регионов отказались от выпуска облигаций, предлагая федеральному правительству провести зачет взаимной задолженности. Но Минфин РФ настоял на своем, применяя “карательные” санкции. Но большинство регионов пошло по предложенному пути секьюризации долга, вместо погашения в денежной форме. В 1997 г. 50 субъектов РФ зарегистрировали в Минфине 147 выпусков сельских облигаций на общую сумму 5 трл. руб. На данный момент из 70 регионов-задолжников свои агрооблигации выпустили 65 субъектов РФ. Общий объем выпущенных обязательств составил 6,3 трлн. руб. Полностью или частично Минфину удалось реализовать пока облигации 47 регионов, выручив чуть более 4 трлн. руб. ( см. рис. А2) /45, с. 12/.2
Учет и хранение облигаций осуществляет уполномоченный депозитарий - ОНЭКСИМ Банк. В качестве платежных агентов по погашению займа выступают - “Российский кредит”, МФК, НРБ, Уником банк и др. Аукционы проводит торговый агент - АКБ “МФК”. Участниками аукциона могут быть только члены секции фондового рынка ММВБ. Сбор заявок на покупку облигаций проходит в секции фондового рынка ММВБ два раза в неделю. Порядок проведения аукционов определяется “Регламентом проведения торгов по продаже облигаций субъектов Федерации”, утвержденным Минфином РФ. В распоряжении Минфина РФ на проведение аукциона указывается предельная цена продажи ценных бумаг, ниже которой заявки к регистрации торговой системой не принимаются. При этом данный параметр может достаточно сильно колебаться, и большой разброс цен говорит о том, что диверсификационный подход Минфина РФ к облигациям устанавливает определенный рейтинг инвестиционной привлекательности региона.
На вторичные торги облигации выводятся после полного размещения транша на аукционе. На середину октября 1997 г. к торгам было допущено 69 облигаций со сроком погашения 1, 2 и 3 года, выпущенных 29 регионами. Агрооблигации не включенные в реестр ценных бумаг, котируемых на ММВБ, являются “внесписочными” ценными бумагами, допущенные к торгам без процедуру листинга. По результатам вторичных торгов расчеты по облигациям осуществляет ОНЭКСИМ Банк, расчеты по денежным средствам - Расчетная палата ММВБ. Агрооблигации погашаются:
* товарами и услугами предприятий области;
* акциями предприятий области;
* продуктами сельскохозяйственных производителей области;
* имуществом, находящимся в распоряжении субъекта РФ.
Первые торги агроблигаций состоялись 20 июня 1997 г. Спрос на облигации порою превышал предложение в 2 раза. А своего пика рынок достиг в конце лета - начале осени (см. рис. А3). В отличие от механизма реализации ГКО, по агрооблигациям Минфин РФ устанавливал единую цену продажи, независимо от инвестиционной привлекательности региона, выпустившего эти обязательства. Это связано с тем, что Минфин РФ боялся массового невыполнения регионами своих обязательств, т. к. в конечном итоге погашать облигации пришлось бы ему. В октябре доходность на рынке госбумаг резко возросла, и интерес к агрооблигациям сразу пропал, и Минфин РФ повысил доходность с 30 до 40 % годовых. Но непростую ситуацию на рынке усугубил тот факт, что бумаги экономически развитых регионов были уже проданы. И в неликвидах у Минфина РФ остались агрооблигации, выпущенные непривлекательными в инвестиционном плане субъектами РФ. Тогда Минфин РФ поднял доходность еще на несколько пунктов до 44 % годовых. Эта мера оживила рынок, но ненадолго: дохо
дность ГКО вновь устремилась вверх, не оставляя агрооблигациям шансов на популярность. Поэтому в настоящее время Минфин РФ осуществляет диверсификационный подход к облигациям, активность покупателей возросла, - в результате Минфину РФ удалось размесить агрооблигаций на 200 млн. руб.
В начале проекта многие эксперты высказывали предположение, что не все регионы-эмитенты будут в состоянии отвечать по своим обязательствам и рынок захлебнется в неплатежах. Так уже в июне 1998 г. рынок агрооблигаций вошел в полосу кризиса неплатежей. Вслед за Читинской областью, которая 1.06.1998 г. не смогла погасить первый транш своих облигаций и выплатить купоны по 2-летним и 3-летним траншам, а 8.06.1998 г. Оренбургская область попросила инвесторов не торопиться предъявлять к погашению оренбургские агрооблигации, чуть позже к ним присоединилась Тамбовская область.