Гарантии эмитента Ярославской области

Эмитент предоставил надежные гарантии:
* областной бюджет развития на 1995 г. в сумме 19 млрд. руб., на 1996 г. в сумме 14 млрд. руб.;
* резервы на погашение основного долга по займам в сумме 15 млрд. руб.;
* средства, планируемые к поступлению в областной бюджет от приватизации государственной собственности в 1995 г. в сумме 350 млрд. руб.;
* объекты областной собственности, которые могут быть приватизированы по решению администрации Ярославской области на сумму 13,2 млрд. руб.;
* резервный фонд займа в размере не менее 50 % от мобилизованных в ходе займа денежных средств;
* право эмитента предоставить налоговые каникулы инвесторам в части сумм, предусмотренных для уплаты в областной бюджет.
Система льгот:
* доход по облигациям освобождается от налога на прибыль;
* облигации могут использоваться в качестве залога при проведении конкурсов (аукционов) в рамках осуществления Государственной программы приватизации после 1994 г., при продаже предприятий-банкротов в Ярославской области;
* преимущественное право приобретения объектов, расположенных на территории Ярославской области и т. п.;
* право использования облигаций в уставленном эмитентом порядке в качестве средства платежа по номиналу облигации в части сумм, причитающихся к перечислению в областной бюджет при расчетах за объекты, приобретаемые на конкурсах (аукционах) в ходе выполнения Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий после 01.07.1994 г.
В январе 1995 г. удалось разместить лишь 20 % от запланированных 5 млрд. облигаций. Среди причин неудачи следующие: при регистрации Минфин РФ запретил использовать в проспекте упоминание о государственном статусе; в этот период доходность ГКО возросла до 300-400 %; с началом боевых действий в Чечне иностранные инвесторы отказались от своих планов.
После третьего аукциона было принято решение о распространении облигаций среди физических лиц через Ярославское отделение Сбербанка РФ и Ярославский региональный филиал Агропромбанка. Следовательно, уже в мае 1995 г. было размещено 70 % всех облигаций. Фактически было размещено облигаций на общую сумму 22,6 млрд. руб. из запланированных 30 млрд. руб. В 1996 г. размещение “экологического займа” проводилось по системе так называемой “подписки”, когда инвесторы к установленному сроку подают генеральному дилеру займа заявки на приобретении ценных бумаг. Если заявка оплачена покупателем до установленной даты, то она удовлетворяется исходя из номинальной стоимости облигации. Все остальные - с учетом текущего курса долговых обязательств, складывающегося из их номинальной стоимости и накопленного купонного дохода за количество дней, проходящих с даты начала купонного периода. Ставка купонного дохода - 80 % для номинала 5 млн. руб. и до 90 % для номинала 500 тыс. руб., ориентированы на население.
2.2.2 Практика выпуска субфедеральных займов Оренбургской областью
Для размещения Оренбургских государственных краткосрочных обязательств (ОГКО) на петербургском рынке в начале 1997 г. администрация Оренбурга и Санкт-Петербурга подписали соглашение о размещении, обращении и погашении ОГКО в рамках системы облигаций правительства Санкт-Петербурга. В свою очередь, ЦБ одобрил использование для расчетов по ОГКО расчетную систему санкт-петербургского займа. Уполномоченным депозитарием ОГКО выбрано ЗАО “Санкт-Петербургский расчетно-депозитарный центр”. Платежные потоки эмитента будут обслуживать уполномоченные территориальные банки Сбербанка РФ: Оренбургский банк и Санкт-Петербургский банк.
В апреле 1997 года ЗАО “Александр В. Костиков и партнеры” (“АВК”), как генеральный агент городской администрации, начало свою деятельность по размещению именных ОГКО на Петербургских площадках. Проспект эмиссии “Государственные именные облигации Администрации Оренбургской области” был зарегистрирован Министерством финансов РФ 23 января 1997 года (см. приложение В). Всего проспектом эмиссии предусмотрен выпуск облигаций на сумму 1 млрд. руб. на срок от 3 до 24 месяцев. Объем первого транша составил 20 млн. руб.
Инвесторы, желающие приобрести ОГКО, должны были предоставить дилеру заявку на покупку облигаций и перечислить необходимые денежные средства на счет, определенный в договоре с дилером. Заявка на покупку облигаций на аукционе может быть двух видов: конкурентная и неконкурентная. В конкурентной заявке указывается цена, по которой инвестор согласен приобрести облигации. В неконкурентной заявке указывается сумма денежных средств, на которую инвестор согласен приобрести акции по средневзвешенной цене аукциона. В день проведения аукциона на основании заявок, полученных в конфиденциальном виде, эмитент определяет минимальную цену продажи ОГКО (цену отсечения). Конкурентная заявка удовлетворяется в случае, если в ней указана цена, не ниже цены отсечения. Из расчета цен всех удовлетворенных конкурентных заявок определяется средневзвешенная цена аукциона.
Доходность облигаций планируется привязывать к доходности ГКО-ОФЗ с превышением последней на несколько процентов. Доходы юридических лиц по ОГКО будут облагаться по ставке 15 %. Доходы физических лиц налогом облагаться не будут. Средства, полученные от размещения облигаций, будут направлены на инвестиционные проекты, но значительная их часть пойдет на покрытие кассовых разрывов и дефицита бюджета. Кроме узкопрактической задачи займ будет способствовать улучшению инвестиционного климата в регионе.