Структура и динамика рынка субфедеральных займов

Первый займ был зарегистрирован администрацией Хабаровского края 4.03.1992 г., но пионерами принято считать администрации Нижегородской (04.08.1992), Пермской (22.07.1994) областей. Эти займы относятся к арбитражным, жилищным и ГКО-подобным, которые получили широкое распространение в регионах России. В дальнейшем их опыт переняли администрации и других субъектов РФ.
Всего по состоянию на 1.01.1998 г. было зарегистрировано 466 проспектов эмиссии облигационных займов субъектов РФ и органов местного самоуправления на общую сумму 49 509 млрд. руб. по номинальной стоимости, в том числе в 1997 г. 313 проспектов на общую сумму 29 488 млрд. руб. Из общего количества зарегистрированных в 1997 г. облигационных займов 291 было выпущено субъектами РФ , и их доля составила 93 %. Динамика выпуска субфедеральных займов за период 1992-1998 гг. представлена в таблице С1 и на рис. А6, где можно наблюдать всплеск выпуска субфедеральных займов в конце 1997г., который объясняется:
* изменением требований законодательства к регистрации выпусков ценных бумаг и присвоение им регистрационных номеров. Если ранее выпуски облигаций разных серий с разными сроками обращения осуществлялись в рамках одного займа, регистрировались как один выпуск (под одним регистрационным номером), то с конца 1996 г. таким выпускам в Минфине РФ присваивался отдельный номер. В связи с этим рост числа выпусков облигаций в 1997 г. уже не выглядит столь внушительным;
* значительным числом выпусков агрооблигаций, осуществляемых многими субъектами РФ в добровольно-принудительном порядке. Почти 70 % облигаций, выпущенных органами власти в январе-августе 1997 г., приходится именно на агрооблигации;
* введением фактического запрета на выпуск векселей органами власти в связи с принятием в марте 1997 г. федерального закона “О переводном и простом векселе”. До этого вексель выступал альтернативой и более просто, чем облигационные займы, способствовал решению проблемы дефицита бюджета: удобство векселя в том, что их не надо регистрировать и платить налоги;
* активизацией отдельных эмитентов;
Но помимо этого существуют факторы, сдерживающие рост числа облигационных займов: недостаточная емкость региональных финансовых рынков (для решения этой проблемы прибегали к еврозаймам); “реструктуризация” рынка субфедеральных ценных бумаг и приспособление его к изменяющимся макроэкономическим условиям в России.
В 1997 г. количество займов с мелким и средним объемом эмиссии в 1997 г возросло, а с крупными - снизилось (см. таб .С2). Займов со сроком заимствования до 1 года в 1997 г. составило 51 (16,3 % от общего количества), со сроком 1-5 лет - 254 (81,2 %), со сроком более 5 лет - 8 (2,6 %). Такая структура займов обусловлена: трудностями выпуска долгосрочных займов в связи с неустойчивостью финансово-экономической ситуации в стране; “пилотным” характером значительного количества займов, выпускаемых новыми эмитентами; примером эмиссии “сельских” облигаций, условия выпуска которых предполагал небольшой объем и короткие сроки (1, 2, 3 года). На 10 крупнейших эмитентов в январе-августе 1997 г. пришлось более 73 % от общего объема эмиссии долговых обязательств (см. таб. С3, С4, рис. А7). По форме выпуска в 1997 г. в структуре существенную долю занимали именные бездокументарные облигации (93,5 %), затем идут документарные облигации на предъявителя (5,8 %) и именные документарные именные (0,3 %) /1, с. 11/.
В США объем рынка муниципальных облигаций составляет 1,2 трлн. долларов, годовой объем эмиссии превышает 120 млрд. долларов, ежегодное количество выпусков - более 10 тыс.4 Соотношение объемов рынков государственных и муниципальных ценных бумаг на протяжении 80-90-х гг. составляет в США 1000 : 360, в Германии - 1000 : 1080.5 В России еще нет ни одного инвестиционного фонда, специализирующегося на вложениях в муниципальные облигации. Ускоренный рост государственных ценных бумаг препятствует развитию рынка региональных облигаций. В 1995 г. их доля составляла лишь 3 % общего объема годового выпуска ценных бумаг, в 1997 г. - 3,5-4 %. Это объясняется тем, что удельный вес по-настоящему успешных займов невелик ( см. таб. С5). Немало и неблагоприятных займов. Характерные ошибки в данной ситуации:
* переоценка потенциала емкости местного финансового рынка;
* не проработан вопрос размещения займов, обеспечения привлекательности для инвесторов;
* неэффективное использование привлеченных средств и отсутствие стабильных источников получения дохода.