по совершенствованию ситуации на рынке субфедеральных займов

В ходе проведенных опросов представители местных органов власти и профессиональные участники фондового рынка высказали следующие предложения по совершенствованию ситуации на рынке субфедеральных займов:
a) пристального внимания должны заслуживать следующие моменты:
* правовые основы существования рынка субфедеральных займов;
* планирование и организация эмиссии и торговли;
* управление рисками;
* создание оптимальных условий взаимодействия участников рынка и его функционирования;
* влияние макроэкономических факторов на местные фондовые рынки;
b) разработать новые требования к стандартам выпуска и регистрации ценных бумаг. Особое внимание необходимо уделить вопросам гарантии выполнения обязательств по займам, обеспечения надежных источников получения доходов и погашения облигаций;
c) разработать комплекс организационно-технических мер по обеспечению развития преимущественно целевых инвестиционных займов и предъявлению более строгих требований к выпуску нецелевых “спекулятивных” займов. Разработать четкие критерии отнесения займов к той или иной категории;
d) установить жесткий контроль над использованием привлеченных средств в соответствии с утвержденными направлениями;
e) содействовать становлению сети информационно-рейтинговых агентств, осуществляющих комплекс специализированных услуг по сбору, анализу и оценке уровня надежности субфедеральных бумаг;
f) обеспечить разработку методических материалов и указаний по подготовке эмиссии ценных бумаг субъектов РФ;
g) содействовать созданию единого информационного центра по обобщению передового опыта проведения муниципальных займов России и за рубежом;
h) обеспечить свободный доступ заинтересованных лиц ко всем публичным документам и материалам, касающихся выпускаемых займов.
i) для успешного функционирования субфедеральных займов различных уровней необходима еще и развитая инфраструктура. Но региональные рынки пока не очень интересны крупным инвесторам. Количеств бумаг в обороте региональных рынков не превышает 100-200 млрд. руб., а объем размещения бумаг на одном аукционе редко достигает 100 млрд. руб. Размещение облигационных займов значительного объема (свыше 100 млн. руб.) на региональных биржах - практически невыполнимая задача, т. к. даже наличие развитой биржевой инфраструктуры не может компенсировать недостаток в инвестиционных ресурсах регионов. Но размещение небольших объемов эмиссии в регионах - выполнимая задача, что подтверждается большим количеством зарегистрированных выпусков. Но существует другая проблема: чем меньше объем выпуска, тем хуже ликвидность бумаг, что ведет к росту доходности, а это невыгодно для эмитента.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Баринов В. Особенности рынка региональных займов. // Рынок ценных бумаг. - 1998. - № 10 - с. 11-13.
2 Браверман А., Майоров И., Люкманов В. Параметры муниципальных облигаций: предпочтения инвесторов. // Рынок ценных бумаг. - 1998. - № 15 - с. 27-30.
3 Быкова. Е. Муниципальные займы: как снизить риски инвестора и риски эмитента. // Рынок ценных бумаг. - 1996. - № 9 - с. 29.
4 Вольперт В., Исаев Б., Бродский С. Муниципальные облигационные займы в России: опыт и тенденции (1992-1997 гг.). // Рынок ценных бумаг. - 1998. - № 4 - с. 29-31.
5 Воробьев. С. Оренбургский финансовый насос. // Финансовая Россия. - март, 1997. - № 12 - с. 12.
6 Губин Д. “Агрооблигации” на рынке региональных долговых обязательств. // Рынок ценных бумаг. - 1997. - № 22 - с. 20-22.
7 Долгих А. Ком региональных долгов. // Финансовая Россия. - август, 1998. - № 30 - с. 16.
8 Кныш А. Эстафета неплатежей // Финансовая Россия. - сентябрь, 1998. - № 33 - с. 16.
9 Кравченко В., Кременчуцкая Т. Как регионам добыть деньги. // Рынок ценных бумаг. - 1997. - № 22 - с. 8-10.
10 Михайлов А. Гонка с преследованием. // Финансовая Россия. - февраль, 1997. - № 5 - с. 14.
11 Новиков Е., Каратаева Е., Быкова Е. Муниципальные займы: цели, гарантии, источники погашения. // Рынок ценных бумаг. - 1996. - № 1 - с. 17.
12 Новиков Е., Каратаева Е., Быкова Е. Муниципальные займы: цели, гарантии, источники погашения. // Рынок ценных бумаг. - 1996. - № 2 - с. 40
13 Обзор региональных и муниципальных ценных бумаг. // Финансовая Россия. - январь, 1998. - № 3 - с. 13.
14 Обзор рынка муниципальных ценных бумаг. // Финансовая Россия. - июнь, 1998. - № 21 - с. 16.
15 Обзор рынка региональных бумаг. // Финансовая Россия. - июнь, 1998. - № 22 - с. 16.
16 Обзор рынка региональных бумаг. // Финансовая Россия. - июль, 1998. - № 24 - 27 - с. 16.
17 Оренбургские облигации продавались на ура в Санкт-Петербурге. // Оренбургское время. - 30 апреля, 1997.
18 Проспект эмиссии долговых обязательств администрации Оренбургской области 1995 года.
19 Региональные облигации - это перспективно. // Новое поколение. - 26 марта, 1998. - № 12 - с.
20 Рынок государственных и муниципальных ценных бумаг. // Финансовая Россия. - февраль, 1998. - № 6 - с. 14.
21 Рынок региональных бумаг. // Финансовая Россия. - август, 1998. - № 29 - 31 - с. 16.
22 Рынок региональных бумаг. // Финансовая Россия. - сентябрь, 1998. - № 32 - с. 16.
23 Рынок региональных и муниципальных ценных бумаг. // Финансовая Россия. - апрель, 1998. - № 12 - с. 18, № 16 - с. 16.
24 Рынок региональных и муниципальных ценных бумаг. // Финансовая Россия. - май, 1998. - № 18 - с. 16, № 20 - с. 16.
25 Рынок региональных ценных бумаг. // Финансовая Россия. - март, 1998. - № 8 - с. 14, № 9 - с. 16, № 10 - с. 18.
26 Смирнов Б. Заразительный пример. // Финансовая Россия. - сентябрь, 1998. - № 32 - с. 16.
27 Тарачев В. Рынок субфедеральных и муниципальных ценных бумаг. // Рынок ценных бумаг. - 1998. - № 10 - с. 5-8.
28 Трегубенко Е., Белолипецкий А. Ярославский субфедеральный заем: результаты и перспективы. // Рынок ценных бумаг. - 1996. - № 16 - с. 25.
29 Тышкевич Е., Висков М. Размещение субфедеральных и муниципальных облигаций. // Рынок ценных бумаг. - 1998. - № 13 - с. 11-13.
30 Тышкевич Е., Висков М. Субфедеральные и муниципальные облигации: взгляд практика. // Рынок ценных бумаг. - 1998. - № 12 - с. 24-28.
31 Финансы. Денежное обращение, Кредит: учебник / Под ред. Л. А. Дробозиной. - М.: Финансы, 1997.
32 Шадрин А., Богданов Л. Рейтинг муниципальных облигаций. // Рынок ценных бумаг. - 1997. - № 19 - с. 16-21.
33 Шадрин А. Перспективы развития рынка муниципальных облигаций. // Вопросы экономики. -1995. - № 9 - с. 95.
34 Шадрин А. Перспективы трансформации российского финансового рынка. // Рынок ценных бумаг. - 1998. - № 2 - с. 11-12.
35 Шадрин А. Страхование кредитного риска муниципальных облигаций. // Рынок ценных бумаг. - 1998. - № 4 - с. 22-23.
36 Шилина Г., Кравченко В., Натурина М. Субфедеральные займы: популярные модели. // Рынок ценных бумаг. - 1996. - № 7 - с. 46.
37 Шилина Г., Кравченко В., Натурина М. Субфедеральные займы разных уровней. // Рынок ценных бумаг. - 1996. - № 5 - с. 46, № 6 - с. 42.
38 Эпштейн Е. В чьих руках судьба рынка? // Финансовая Россия. - май, 1998. - № 20 - с. 16.
39 Эпштейн Е.. За инвестициями - на столичные рынки. // Финансовая Россия. - апрель, 1998. - № 13 - с. 19.
40 Эпштейн Е. Инвесторы воют с неплатежами. // Финансовая Россия. - август, 1998. - № 28 - с. 16.
41 Эпштейн Е. Оренбургский юбилей. // Финансовая Россия. - апрель, 1998. - № 16 - с. 16.
42 Эпштейн Е. Плата за риск. // Финансовая Россия. - февраль, 1998. - № 6 - с. 14.
43 Эпштейн Е. Регионы бьются за свои “кровные”. // Финансовая Россия. - май, 1997. - № 18 - с. 1, 11.
44 Эпштейн Е. Рынок региональных и муниципальных ценных бумаг. // Финансовая Россия. - май, 1998. - № 19.
45 Эпштейн Е. “Сельские” облигации заложили основу нового рынка. // Финансовая Россия. - февраль, 1998. - № 4 - с. 12.
46 Эпштейн Е. Татарстан готовит еврозаем. // Финансовая Россия. - январь, 1998. - № 1 - с. 13.