12 советов для топ-менеджера по организации интервью


Аркадий Бевзь

«Унылое зрелище», — именно под такое определение подпадает большинство интервью, которые дают по поводу и без повода отечественные топ-менеджеры. 
Когда речь идет о печатных масс-медиа, дело еще вполне поправимо — стараниями корреспондентов, литературных редакторов и корректоров можно даже шариковский «абырвалг» переделать в достаточно удобоваримое чтиво. Однако не навредить собственному имиджу посредством радио- и телеинтервью — задача для нашего руководителя куда более сложная. Многие боссы единожды увидев или услышав себя, больше так и не решаются повторить печальный опыт, посылая «на амбразуру» тех, у кого, как говорится, «подвешен язык». 
Впрочем, дело это не настолько сложное, чтобы отказываться от такого эффективного инструмента рекламы и PR. По сути, здесь вполне достаточно трезво оценить ситуацию и учесть несколько «мелочей», без которых успешному интервью не бывать. Теперь по порядку. 
1. Интервью не должно быть случайным. 
Если вам вдруг предложили по дешевке «засветиться» в СМИ, вначале подумайте, насколько это необходимо. Насколько соответствует этому статус и аудитория средства массовой информации и вписывается ли выступление в PR-кампанию, имидж вашей фирмы. 
Последнее замечание поднимает достаточно актуальный вопрос жизнеспособности и профессионализма PR-подразделений. Как показывает опыт, главной задачей большинства наших отделов по связям с общественностью или пресс-служб является подготовка пресс-релизов и пафосных заказных статей, которые позже появляются под строкой «на правах рекламы». Однако желание избавить себя от головной боли и «план по валу» в сфере связей с общественностью крайне негативно сказывается на паблисити организации, поскольку имеют своей целью угодить не общественности, а руководству компании. 
Если же в вашем PR-подразделении работают профессионалы и при этом вы никогда не давали интервью, обратитесь к ним. Не принимайте решение единолично, исходя исключительно из соображений личного престижа. 
Итак, определите, насколько серьезен предлагаемый вам информационный повод (как правило, в девяти из десяти случаев это будет банальное желание заработать на вас) и сможете ли вы предложить (навязать) свой. 
2. Создавайте профессиональный контекст. 
Не копируйте пропагандисткие клише советской эпохи. Этим и без вас грешат державные мужи, которым не надо оплачивать эфирное время и полосы печатных СМИ. Десять коротких дельных комментариев по наиболее актуальным профессиональным и общественным вопросам часто важнее десяти широковещательных интервью. Такие комментарии легче подготовить, выучить наизусть и отрепетировать интонации. 
3. Предпочитайте непосредственное общение с прессой. 
Непосредственность прямо отражается на вашем имидже среди снимающей и пишущей братии. Будьте открытым или создайте иллюзию открытости — ваша репутация от этого только упрочится. 
4. Обратите внимание на подготовительную фазу интервью. 
Согласуйте тему и предварительный перечень вопросов для беседы. Непосредственно перед интервью поинтересуйтесь у журналиста, чем вы могли бы ему помочь (разумеется, в концептуальном отношении), как он собирается преподнести ваш разговор (мнение). Это поможет не только расположить к себе корреспондента, но и направить беседу в нужное вам русло. 
Если вы нечастый гость на страницах печатных изданий и телеэкранах, убедитесь или дайте поручение своему референту проверить, правильно ли корреспондент записал ваши фамилию, имя, должность и название организации, которую вы представляете. 
Кроме того, постарайтесь составить представление о личности и индивидуальном стиле работы журналиста (это задание для специалистов вашего отдела по связям с общественностью, которые должны собрать и проанализировать досье о нем). 
5. Если интервью, как говорят, «не проплачено» и ваш интервьюер настоящий профи, который не работает по принципу «за ваши деньги — любой каприз», будьте готовы к наиболее худшему развитию беседы. 
Заранее проанализируйте те болевые точки, которые может упомянуть ваш визави. 
Не спешите с ответом на трудные и каверзные вопросы. Выдержите паузу (сосчитайте до пяти) и, если не нашли достойного ответа, воспользуйтесь избитой или уклончивой фразой, вроде: «Извините, без комментариев», «Боюсь, что у меня сейчас нет фактов», «Мы вскоре дадим полный ответ», «Сотрудники нашей организации как раз изучают этот вопрос». При этом не следует заниматься схоластикой и сыпать пространными тирадами, пытаясь увести собеседника (зрителей) от скользской темы. Не стоит проявлять агрессивность по отношению к репортеру. Ваш девиз: доброжелательность и достоинство. 
6. Глупейшей ошибкой были бы ваши комментарии «не для печати». 
Не надейтесь, что кто-то добровольно выключит камеру (диктофон) перед вашими откровениями. 
7. Если информация, которую у вас пытаются получить, является конфиденциальной, не лукавьте и просто объясните почему она не подлежит разглашению. 
Скажите правду. Полуправда — это полуложь, которая вскоре может сыграть и против вас. 
8. Выражайтесь ясно, по возможности избегая профессионализмов. 
Этот совет особенно актуален, если ваши слова услышит или прочтет широкая аудитория. 
Кроме того, полезно будет вставить в свое интервью несколько ярких запоминающихся фраз (афоризмов), которые подчеркнут нестандартность вашего мышления. 
9. Старайтесь не нажить себе врагов. 
Соизмеряйте свое желание облить грязью конкурентов или чиновников с ситуацией и правилами хорошего тона. 
10. Иногда полезно бывает выступать не соло, а в сопровождении специалистов вашей компании (например, руководителя соответствующего подразделения). 
Передав слово подчиненному, вы, во-первых, демонстрируете свою демократичность и доверие к нему, а во-вторых, то, что в вашей компании каждый занимается своим делом. 
11. Во время интервью проявляйте уважение к собеседнику: его личности и мнению. 
Идеальный вариант, когда после беседы между вами устанавливаются доброжелательные отношения. Личные контакты в журналистской среде — вещь далеко не лишняя для топ-менеджера, который живет в информационную эпоху. 
12. Когда ваши встречи с представителями масс-медиа становятся регулярными, обратитесь к совету коллег и близких, которые должны помочь вам объективно посмотреть на себя со стороны. 
Если ваш образ оставляет желать лучшего, наймите опытного имиджмейкера. Интеллигентное общение с представителями СМИ — умение, которому можно научиться. 
«МЕНЕДЖМЕНТ и МЕНЕДЖЕР» №1 2002 г.