Антикризисный лидер и его роли


Андрей Выдай

«Какой ваш идеал организации?», — если задать этот вопрос отечественным топ-менеджерам, уверен, большинство из них нарисует этакую бюрократическую утопию: стабильное безоблачное развитие (или хотя бы «существование»), исполнительный и лояльный персонал, отсутствие в коллективе конфликтов и т. д. и т. п. 
Однако, как любая утопия, подобные мечты директората слишком далеки от реальности. Скажу больше: если ваша компания стала слишком походить на эту «мечту», — ждите неприятностей. Тем больших, чем дольше вы пребывали в плену иллюзий. «Тьма низких истин» антикризисного менеджмента включает два тезиса: 
1) кризисы — естественное следствие развития организации. Их отсутствие — признак застоя, латентной «болезни» корпоративной структуры, которая незаметно может привести компанию к летальному исходу; 
2) эффективное управление уже по определению является антикризисным. Для здоровой корпоративной культуры преодоление кризиса выступает своеобразной «закалкой». Именно после него компании выходят на новый уровень развития. Более того, их топ-менеджеры часто сами «провоцируют» кризис, чтобы активизировать творческую энергию сотрудников. 
Эти тезисы — хрестоматийны. Но, признайтесь, многие ли из руководителей разделяют их на практике? Думаю, вопрос риторический…

Главная роль в антикризисном менеджменте принадлежит лидеру. В организациях бюрократического типа они часто занимают неадекватное место в корпоративной иерархии, выступая на первый план только во время кризиса. Но в критической ситуации именно к ним обращаются за помощью. Хорошо, когда антикризисные лидеры есть на каждом уровне управления компании, еще лучше — когда их формальные полномочия соответствуют неформальному авторитету. 
Антикризисный лидер: кто он? 
Антикризисный лидер — это определенный тип личности, обладающий во многом уникальной системой знаний и умений. Важнейшими факторами, влияющими на его эффективность, являются условия работы (например, специфика предкризисного состояния, протекания кризиса и посткризисной ситуации), а также особенности системы управления. 
Когда мы говорим о знаниях и умениях, которыми должен обладать антикризисный лидер, — речь идет не просто об объеме и перечне информации, превышающем средний уровень, а об их определенном соотношении и взаимосвязи. Системность мышления позволяет антикризисному лидеру свободно ориентироваться в разнообразных проблемах организационно-технологического и социально-экономического развития компании, глубоко и нестандартно анализировать события, проявлять инициативу тогда, когда другим ситуация кажется безвыходной. 
Умения антикризисного лидера можно классифицировать по следующим основным группам. 
I. Необходимые для реализации функций антикризисного управления: 
умение доводить до логического завершения управленческий цикл, т. е. достигать поставленной цели (умение ставить перспективные цели и задачи, в ясной и понятной форме доводить задания до подчиненных, рационально планировать работу, оперативно управлять в изменяющихся условиях, эффективно контролировать выполнение); 
умение вести оперативные совещания, служебную переписку, деловые переговоры и т. п. формы работы; 
умение координировать деятельность управляемой системы: распределять функции, задачи, полномочия и обязанности; 
умение делегировать полномочия и функции; 
умение активизировать работу сотрудников: стимулировать, мотивировать, воодушевлять; 
умение организовывать свою личную работу. 
Реализация умений данной группы подразумевает наличие следующих индивидуальных качеств: демократичность, целеустремленность, быстроту принятия решений, компетентность, организованность, ответственность, требовательность, коммуникабельность, энергичность, перспективность (предусмотрительность), информированность. 
II. Умения, связанные с реализацией педагогической функции. 
Для эффективной ее реализации антикризисный лидер должен обладать более высоким уровнем профессиональных и морально-этических качеств, владеть основами социальной психологии и конфликтологии, что непосредственно сказывается на его авторитете и престиже. 
Между последними понятиями существует принципиальное различие. Авторитет — это мера того, насколько остальные сотрудники считаются с мнением лидера, его советами, указаниями и распоряжениями. Престиж — мера признания способностей, превосходства знаний, заслуг и успехов лидера, уровень их влияния на остальных сотрудников. Авторитет обеспечивает антикризисному лидеру дополнительные возможности воздействия на подчиненных в решении экстренных задач. Престиж также выступает рычагом воздействия, особенно в интеллектуальных и творческих коллективах. 
Для реализации педагогической функции антикризисному лидеру необходимы: корректность, выдержанность, внимательность к собеседнику, порядочность, человечность, тактичность, справедливость, доброжелательность и др. качества. 
III. Коммуникативные умения. 
Потребность оптимизации коммуникационной сети требуют от антикризисного лидера умения общаться с людьми, налаживать контакты с сотрудниками, партнерами и представителями государственных структур. К этой группе относятся: умение слушать собеседника, входить в его положение и интересы, контролировать собственные эмоции, отличное владение письменной и устной речью. К индивидуальным качествам, способствующим реализации этой функции, с учетом перечисленных можно добавить: обаятельность, жизнерадостность, сдержанность, воспитанность и др. 
Следующей важной составляющей модели антикризисного лидера является психология личности. Ее определяют три характеристики: тип личности, темперамент и уровень интеллекта. 
Как известно, по типу личности различают две крайности: экстраверт (направлен на внешний мир) и интроверт (на внутренний). На наш взгляд, в личности антикризисного лидера в большой степени должны присутствовать черты интроверта, прежде всего, из-за более развитой у представителей этого типа интуиции. Что касается темперамента, оценка личности по данной характеристике достаточно условна. Однако можно утверждать, что, например, меланхолик вряд ли сможет эффективно управлять кризисной ситуацией. 
Уровень интеллекта имеет три отметки: низкий, средний и высокий. Само собой разумеется, решение проблем комплексного характера, «сквозных», а также возникающих на стыке областей знаний, предполагает наличие у антикризисного лидера высокого уровня интеллекта. 
Корпоративная драма

Антикризисный лидер выступает во множестве ролей. При этом его личность влияет на характер исполнения роли, но не на ее содержание: подобно актеру он играет «не им назначенную» роль, однако представляет в ней индивидуальную интерпретацию. 
Роль — это комплекс образцов поведения, связанных с выполнением какой- либо функции. Как и в театре, в корпоративной «драме» каждая роль связана с другими, поэтому эффективность антикризисного лидера предопределяется его умением вписаться в «ансамбль». 
В качестве основных для антикризисного лидера можно выделить следующие роли. 
Руководитель — это одна из главных составляющих комплекса ролей в антикризисном управлении. В этой роли лидер разрабатывает стратегию (стратег), определяет основные задачи реорганизационной политики (концептолог), осуществляет делегирование полномочий (организатор). При этом ему часто приходится выступать в роли эксперта (при постановке задач) и арбитра (при разрешении конфликтных ситуаций). 
Вдохновитель. Антикризисный лидер обязательно должен вдохновлять. В сжатых временных рамках невозможно добиться результата без поддержки всего коллектива. Вот почему в процессе реорганизации компании лидеру необходимо создать сплоченную команду единомышленников. Именно роль вдохновителя в наибольшей степени способствует интеграции целей, появлению у коллектива чувства миссии. 
Наставник. Отличительным признаком данной роли является максимальный потенциал знаний и профессиональная компетентность. Отдавая приказ или поручая что-либо подчиненным, антикризисный лидер выступает в роли консультанта (разъясняя цель, задачи, пути их решения), а позже — контролера (куратора), который исправляет отклонения от заданного курса и оценивает результаты работы. 
Одна из основных функций в менеджменте — активизация деятельности персонала. Активизация вдохновителя отличается от активизации наставника. Если первый воодушевляет коллектив общей идеей, то второй делает акцент на деятельности конкретного человека, подчеркивая ее значимость и результативность. 
Дипломат. В этой роли антикризисный лидер выполняет представительские функции, в том числе связанные с внешним и внутренним PR. Он — «лицо» фирмы, и от его умения выступать, давать интервью, вести переговоры во многом зависит успех деловых встреч и сделок, паблисити компании. 
Инноватор. Антикризисный лидер непременно должен иметь инновационный склад мышления. Часто проблемы несостоятельности предприятия заключаются в устаревшей технологии производства или организации менеджмента. В реализации проекта по преодолению кризисной ситуации важны способность предвидеть и умение рисковать. 
Исследователь-прогнозист. В этой роли реализуется одна из основных функций менеджмента. Именно благодаря исследованиям становится возможным оптимальное сочетание внутренних возможностей фирмы и рыночной конъюнктуры. Исследования необходимы и при составлении прогнозов, которые играют важную роль в построении тактики и стратегии компании. 
Информационный центр. Информация занимает особое место в системе антикризисного управления. Полнота, точность, своевременность, достоверность внешней и внутренней информации играют решающую роль в преодолении и профилактике кризисной ситуации. Антикризисный лидер становится узловым звеном на пересечении различных информационных потоков. На этапе финансово-экономического анализа ему приходится сталкиваться с большими массивами данных, описывающими деятельность компании. Результаты их оценки и учета составляют основу стратегии преодоления кризиса. В процессе тактической реализации решений информационный поток меняет направление — антикризисный лидер становится распространителем информации. Его задача — направить ее в нужное время и место, чтобы скоординировать действия подразделений компании и внешних структур. 
Резюмируя, можно выделить условия успешной реализации ролей антикризисного лидера: 
1. Роли должны быть взаимосвязаны и динамичны. Антикризисный лидер должен понимать, что ролевая структура его деятельности недискретна: роли неотделимы одна от другой и каждая из ролей находится в развитии, порой переходя одна в другую. 
2. Ролевая структура должна строиться на основе системного подхода. В любой ситуации доминирует определенная роль15. Оптимальный ее выбор влечет за собой выбор соответствующих сочетаний (комплекса) ролей. 
Таким образом, эффективность антикризисного лидера зависит не только от того, насколько реальные личные характеристики менеджера соответствуют качествам, требуемым в кризисной ситуации, но и от того, насколько удачно он сбалансирует ситуативный комплекс ролей. 
«МЕНЕДЖМЕНТ и МЕНЕДЖЕР» №1 2002 г.