Легенда о корпоративном герое


Артем Войнаровский

Герой — это личность, а точнее, персонаж корпоративной культуры, который воплощает в своем образе и поведении корпоративный стиль и миссию компании. С деятельностью «культурных героев» в современных организациях связаны ряд стереотипов, которые необходимо иметь в виду при рассмотрении этой категории корпоративной культуры. 
Прежде всего, слово «герой» если и употребляется, то преимущественно в единственном числе. Имеется в виду, что на эту роль может претендовать исключительно лидер компании. Таким образом формируется пантеон героев, представляющий собой цепочку исторических персонажей, которую венчает действующий президент, председатель правления или исполнительный директор. 
Как правило, при таком подходе, когда все сводится к личностям, каждый новый лидер не прочь перекроить под себя историю корпорации (если власть была захвачена им в противостоянии с предыдущим руководством). Это объясняет, почему наши компании, как и страна, являются структурами «с непредсказуемым прошлым». Другая крайность — выхолощенная корпоративная наглядность, официозные стенды, на которых отображены «этапы большого пути» организации на фоне судьбоносных для страны событий. 
В обоих случаях мы имеем дело с ложными представлениями о «героизме» управленческого труда. Поэтому попытаемся взглянуть на корпоративного героя с более адекватной современным представлениям об организационной культуре точки зрения. 
Герои бывают разные…

…Большие и маленькие, те, которые имеют реальных прототипов и мифические персонажи корпоративного фольклора. Наконец, они бывают позитивными и негативными. 
Нет ничего удивительного, что внимание исследователей да и персонала фокусируется на лидерах-символах, однако они не исчерпывают всего богатства корпоративной мифологии. Более того, истинные лидеры никогда не претендуют на доминирующую роль, ею их наделяют люди. Для истинных героев бизнеса не менее важны «маленькие люди» компании — часто безымянные персонажи, легенды о которых говорят о корпоративном духе и миссии больше, чем «канонические» жизнеописания лидеров. 
Можно сказать, что лидер (или простой смертный) только тогда превращается в героя, когда содержание его поступка (подвига, афоризма), ставшее объектом корпоративного мифотворчества, выходит за рамки личности и становится воплощением миссии или стиля управления корпорации. Например, люди и даже исследователи могут перепутать, кому из Фордов (оба Генри — отец и сын) либо Уотсонов (оба Томасы и оба возглавляли IBM) принадлежит то или иное высказывание, поступок, но с точки зрения корпоративной мифологии это не имеет ровно никакого значения, поскольку в данном случае мы сталкиваемся не с личностями, а брэнд-нэймами корпоративной культуры, стиля управления. 
За кулисами героической мифологии

Вполне очевидно, что для более глубокой интерпретации роли героев в корпоративной культуре следует привлечь категорию мифа. Причем не стоит трактовать его просто как «сказки», «выдумки», «предания» и т. п., недостойные внимания серьезного человека вещи. Пожалуй, лучшая интерпретация мифа в управлении, в частности стратегическом менеджменте, принадлежит представителям шведской ветви школы культуры, зародившейся в рамках SIAR (Скандинавские институты административных исследований). 
«Миф есть… теория мира, — писали Б. Хедберг и С. Йонссон (Hedberg, Jonsson, 1977). — Ее невозможно проверить непосредственно, но только посредством действия в соответствии с операционализированными гипотезами, которые представляют собой стратегии. Но и в этом случае миф поддается проверке только условно… В человеческом мозгу мифы хранятся как некие конструкции, они всегда упрощены и отчасти ошибочны. Но, поскольку господствующие мифы остаются бесспорными, они и обеспечивают те интерпретации реальности, в соответствии с которыми действуют организации… Независимо от того, исходим мы из реальности или из теории, именно воспринимаемые несовпадения между ними инициируют стратегические изменения» (цит. по: Mintzberg, 1998). 
Согласитесь, в данном случае миф как категория корпоративной культуры не имеет ничего общего с «побасенками» и «анекдотами». По сути, он выступает синонимом идеологии и… самой культуры. Иначе говоря, миф о корпоративном герое — это не просто набор событий, а сам дух компании. 
В функционировании мифов есть много загадочного и не поддающегося логике. Однако это вовсе не означает, что корпоративный герой должен устраниться от процесса корпоративного мифотворчества. «Создание мифа — игра не только общественного мнения, но и нередко самого героя, исправно исполняющего свою роль перед масс-медиа и персоналом» (Малец, 1999). 
Культурный герой

Сказав «А», т. е. то, что категория мифа неразрывно связана с ролью героя в корпоративной культуре, необходимо сказать и «Б»: репутационный менеджмент лидера и мифология компании могут стать объектом структурного анализа. С этой точки зрения наш герой вполне сопоставим с «культурным героем» структуралистов. Напомню, что последним термином обозначают мифического персонажа (человека или полубога, реже — бога), отличившегося тем, что подарил смертным какой-либо божественный дар (например, огонь) или научил их новому ремеслу (выращивание хлеба). 
Структура мифа, или комплекса мифов, повествующих о культурном герое, как правило, стабильна и состоит из Чудесного Рождения (Происхождения), Инициации (Посвящения), Подвигов и Смерти (Ухода). Осмелюсь утверждать, что так или иначе, все корпоративные легенды, анекдоты и сплетни выстраиваются вокруг звеньев этой «программы». 
Рождение (Происхождение). Сегодня лидерам вовсе не обязательно выдумывать миф о своем чудесном рождении, скажем, из головы Зевса. Нынешние легенды поскромней, например: «тяжелое детдомовское детство» (ср. сериал «День рождения Буржуя») или «свой парень», реже — «гениальный ребенок». 
Посвящение, т. е. переход к зрелости. В нашем случае можно говорить о моменте осознания героем своей миссии или назовем это условно «богоизбранности» (недюжинных способностей). Иногда этому событию предшествует некий знак свыше, например чудесное избавление от болезни или гибели. 
Подвиги. Безусловно, главная часть: «благодаря N коллектив нашего предприятия регулярно получает зарплату», «Y поднял предприятие с колен», «пока предприятием руководит Х сокращений не будет» — это одни из самых распространенных у нас мифов о корпоративных подвигах. 
Уход. Герои не вечны и их уход также нуждается в легенде. Например: «пора дать дорогу молодым», «хочу заняться написанием мемуаров и передать свой опыт», «талант N оказался востребованным на более высоких ступенях управления» и т. п. 
Я немного утрирую, но думаю, прочитав биографические материалы и PR-публикации о наших корпоративных героях, у вас не останется сомнения в структурной «начинке» их легенд (если хотите, можете сравнить их с «легендами» разведчиков в тылу врага). Вполне вероятно, что у некоторых на третьем или четвертом материале может даже возникнуть ощущение дежа-вю. 
Кому-то изложенные идеи могут показаться «гнусным поклепом». Как же, в мифах все выдумано, а события жизни наших героев реальны. Отвечу: с точки зрения корпоративной культуры, важно не столько событие само по себе, сколько его интерпретация. Структурные элементы мифа о культурном герое указывают на болевые точки биографии лидера, которым коллективное сознание подчиненных уделит первоочередное внимание. Примитивная пропаганда и наглядность здесь плохие помощники. Нужен толковый репутационный менеджмент и внутренний PR. 
«МЕНЕДЖМЕНТ и МЕНЕДЖЕР» №3 2002 г.