Введение в методы управления

 

Согласованная и целенаправленная деятельность любого коллектива обеспечивается правильным выбором и правильным применением методов управления.

Метод управления — это способ воздействия на объект управления (трудовой коллектив) для достижения поставленных перед ним целей. Если рассматривать всю цепь управления, то метод является ее последним звеном, что можно представить следующим образом:

Экономический закон принцип метод.

Методы ближе всего находятся к практике у правления. Именно они показывают, как надо развивать инициативу работников их заинтересованность в достижении целей своей организации.

В менеджменте используются различные методы: экономические, организационно-распорядительные, воспитательные и социально-психологические, а также маркетинг. Каждая группа этих методов имеет свое конкретное содержание и назначение.

Основу экономических методов управления составляют товарно-денежные отношения, материальная заинтересованность каждого работника в результатах своего труда. Они побуждают коллективы добиваться поставленных целей с минимальными затратами.

Организационно-распорядительные (административные) методы базируются на обязательном подчинении нижестоящих руководителей (менеджеров) вышестоящим, на дисциплинарной ответственности, на принципе единоначалия. Но при этом административные методы должны опираться на реальные условия, учитывать действие экономических и юридических законов, в противном случае они превращаются в некомпетентное вмешательство В работу коллектива.

Социально-психологические методы — это способы воздействия руководителя на трудовой коллектив, основанные на изучении «психологического* климата в нем,* индивидуальных особенностей каждого работника и использовании их для достижения поставленных перед коллективом общих целей. Эти методы проявляются в повседневной деятельности руководителей (менеджеров), аппарата управления, в их общении с коллективом.

 

х) Психологический климат выражает преобладающее в коллективе настроение, характер взаимоотношений между людьми, их удовлетворенность работой.

Воспитательные методы составляют ту группу способов, с помощью которых менеджер воздействует на идейные и морально-этические качества работников.

Маркетинг представляет собой совокупностью методов и рычагов воздействия на коллектив, отражающих требования рыночных отношений.

Между всеми указанными методами существует тесная связь. Так, применение экономических методов становится успешным тогда, когда умело поставлена организаторская работа, обеспечивающая создание четкого распорядка в труде, установление ответственности каждого члена коллектива за возложенные на него обязанности. Там, где есть уважение к дисциплине, там эффективнее действуют и экономические методы.

В свою очередь организационно-распорядительные методы тесно связаны с социально-психологическими методами. Слабость административного руководства, отсутствие ясности в распорядительных актах в конечном счете отрицательно сказывается на всей работе коллектива.

Известно, что руководитель имеет право издавать приказы и распоряжения. Однако при всем этом он должен учитывать в каждый момент общее состояние «социально—психологического» климата, а также индивидуальные особенности каждого исполнителя, от которых во многом зависит успешность выполнения издаваемого приказа или распоряжения.

Что касается маркетинга, то в нем тесно переплетаются и экономические, и организационно-распорядительные, и воспитательные методы управления, ориентированные на рынок. Устойчивое положение коллектива на рынке неразрывно связано с тем, насколько верно им избрана основная цель, как глубоко изучены и учтены интересы потребителя, в какой мере ему обеспечена возможность приобретения результатов труда данного коллектива.

Таким образом, достижение коллективом намеченной цели может быть обеспечено лишь при совокупном использовании в управлении им всех указанных выше методов. Рассмотрим сущность этих методов более подробно.



Adblock detector