Методы социологических исследований

 

Социально-психологическая классификация персонала.

Социологические исследования в коллективе могут проводиться различными методами. Один из наиболее распространенных методов — анкетирование. Суть его заключается в том, что каждому участнику опроса вручается анкета с вопросами, на которые он должен ответить. Вопросы анкеты могут быть закрытыми и открытыми. На закрытый вопрос отвечают словами «да» или «нет». На открытый вопрос опрашиваемый отвечает по своему усмотрению. Анкеты с закрытыми вопросами имеют существенное преимущество — их легче обрабатывать. В анкетах не должно быть большое количество вопросов, т.к. в этом случае опрашиваемый переходит на небрежное и формальное ее заполнение.

Широко применяется и другой метод социологического исследования — интервьюирование. Это — целенаправленный опрос и сбор необходимого материала путем личного контакта с опрашиваемым. Интервью имеет по сравнению с анкетированием то преимущество, что опрашиваемому могут быть поставлены дополнительные вопросы, позволяющие уточнить ответ. При интервью можно наблюдать также эмоциональную реакцию отвечающего на задаваемые вопросы, что является дополнительным источником информации. При проведении интервью очень важно обеспечить своевременную и точную запись ответов.

Важным методом социологического исследования является непосредственное наблюдение. Значение этого метода можно охарактеризовать пословицей: “Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать” Каждый руководитель, встречаясь с сотрудниками, посещая цехи и участки производства, фиксирует и накапливает конкретный материал для оценки складывающихся ситуаций в коллективе и принятия более правильного решения по тому или иному вопросу. При непосредственном общении руководителя с подчиненными происходит двухсторонний обмен мнениями, создается возможность задавать вопросы и обсуждать их. При таком общении руководитель слышит, что говорит подчиненный, и видит, как он выглядит и ведет себя, т.е. руководитель может непосредственно получить дополнительную и важную для себя информацию.

В число методов социологического исследования входит и изучение документов. Изучение документов может дать руководителю много полезной информации социального характера. Такими документами являются личные дела, протоколы собраний, решения, заявления, докладные и др.

Поскольку каждый коллектив объединяет людей разного возраста, образования, индивидуальных черт характера, темперамента, различных умений и способностей, то руководитель (менеджер) должен учитывать также особенности психологии людей, понимать мотивы их поведения и действий, уметь распределять работу с учетом индивидуальных особенностей каждого человека.

По индивидуальным особенностям (по темпераменту) среди персонала можно выделить сангвиников, флегматиков, холериков и меланхоликов.

Такую классификацию темпераментов впервые предложил древнегреческий врач Гиппократ. Она дошла и до наших дней. Темперамент человека по Гиппократу определяется тем, какая жидкость преобладает в его организме, «а именно: кровь (лат. -сангвис), слизь (греч. — флегма), желчь (греч. — холе) или черная желчь (греч. — мелайна холе). Отсюда и само название темпераментов. Их конкретные особенности состоят в следующем.

Сангвиник — это очень энергичной, трудолюбивый человек, но эти качества у него в полной мере проявляются лишь в том случае, когда он занимается интересным делом. Он быстро и легко может переключаться с одной работы на другую, легко переживает неудачи, но не предрасположен к продолжительному напряжению своих сил при однообразной работе. В этих случаях для сангвиников необходимо постоянное внешнее побуждение.

Флегматик — человек спокойный, настойчивый и упорный в работе. Любит четкую организацию труда, трудно перестраивается с одного вида работы на другой. Флегматик часто относится безразлично к окружающей обстановке.

Для холерика характерны импульсивность, быстрая смена настроения. Он может много работать сам и увлекать своим задором других. В то же время он легко раздражим, в общении с людьми может быть резким и вспыльчивым.

Меланхолик характерен тем, что проявляет излишнюю подозрительность, нерешительность, глубоко переживает неудачи. В новой обстановке и при встречах с новыми людьми он часто теряется.

Однако каждый тип характера не мешает человеку быть хорошим работником, авторитетной личностью.

Так, история свидетельствует, что сангвиниками были Петр I, Наполеон, А.И.Герцен, флегматиками — И.А.Крылов и М.И.Кутузов, меланхоликами — Н.В.Гоголь, П.И.Чайковский, И.С.Тургенев. Холерический характер был у А.В.Суворова. Среди наших известных современников сангвистический характер имеют летчики-космонавты Г.С.Титов, В.И.Севастьянов, флегматиком является летчик-космонавт А.Г.Николаев.

Как видим, люди с совершенно различным темпераментом стали выдающимися личностями, и темперамент не является у человека непреодолимым препятствием в получении той или иной профессии, в достижении своей цели.

 

С Указанные индивидуальные особенности людей ставят перед руководителем (менеджером) задачу находить нужные формы общения с ними и проявлять гибкость в предъявлении к ним требований. Нельзя не учитывать, например, того факта, что холерику сдержанность дается труднее, чем флегматику, а сангвиник легче идет на риск в работе, чем меланхолик.

Существует ряд рекомендаций по определению характера человека. Одна из них утверждает, что характер (темперамент) человека в некоторой степени связан с его телосложением. Например, люди пикнического типа (те, кто имеет широкую коренастую фигуру с короткой шеей) – сангвиники. Людям астенического типа (тем, кто имеет высокий рост, но со слабой мускулатурой) более — типичен меланхолический темперамент.

По другой рекомендации (японской) характер человека определяется особенностями его питания. В частности, вегетарианцам более присущ флегматичный характер, а те, кто предпочитает мясные и рыбные продукты, чаще всего обладают неустойчивым (холерическим) характером. Есть и другие рекомендации, однако достоверность их не бесспорна. Самый надежный способ определения характера (темперамента) человека — это непосредственное общение с ним в течение некоторого периода времени.

На основе общности психологических качеств в коллективе могут складываться разные группы работников: коллективисты, индивидуалисты, претензионисты, подражатели, пассивные, изолированные. Каждой из этих групп характерны свои правила поведения, своя мораль, которые оказывают влияние и на других людей.

Коллективисты — это люди, активно поддерживающие общественные начинания, тяготеющие к коллективным действиям.

Индивидуалисты, наоборот, проявляют стремление к самостоятельным действиям в одиночку.

Претензионисты, так же как и коллективисты, склонны к активному участию в общих мероприятиях коллектива, настойчивы в достижении целей, но им присуще повышенное тщеславие, желание постоянно находиться в центре внимания. Если же этого нет, они становятся недовольными, начинают увлекаться критикой руководителей и проводимых конкретных мероприятий.

Подражатели легко приспосабливаются к имеющимся условиям, распространенному в коллективе мнению. Их главный принцип — поменьше каких-либо осложнений, делать так, как делают все. Понятно, что подражать доброму примеру — дело благородное. Но в действиях коллектива или какой-то его части могут встречаться и негативные явления, чему подражать не следует.

Пассивных отличает недостаточный уровень волевой подготовки. Чтобы эти люди были полноценными работниками, необходимы четкая организация их труда, постоянные побуждающие импульсы.

В число изолированных попадают те работники, которые своими поступками или высказываниями оттолкнули от себя членов коллектива, в котором они работают. Иногда в положении изолированного в первое время может оказаться и честный, принципиальный человек, который попал в группу с отсталыми взглядами и начал решительно отстаивать свои принципы.

Таким образом, группа может оказывать на личность как генеративное, так и дегративное воздействие.

Генеративное воздействие способствует развитию у каждого члена группы положительных качеств (принципиальности, инициативы, взаимовыручки и др.)

Дегративное воздействие на человека неизбежно проявляется тогда, когда в группе преобладают нездоровые отношения. В таких условиях положительные качества личности постепенно подавляются и развиваются отрицательные. И как еще в древности было замечено, порок преобразует человека гораздо быстрее и глубже, чем добродетель.



Adblock detector