Конфликтные ситуации в коллективе.

 

Производственная, коммерческая и предпринимательская деятельность предприятий и акционерных обществ и управление ими нередко порождают те или иные конфликтные ситуации. Конфликты могут носить также бытовой, социальный и политический характер.

В менеджменте конфликтом называется осознанное столкновение, противоборство как минимум двух человек или групп на почве их резко различающихся потребностей, мнений, интересов, целей. Все возникающие конфликты по охвату конфликтующих сторон делятся на межличностные, конфликты между личностью и группой и межгрупповые.

Межличностные конфликты являются самыми распространенными и чаще всего они выражаются в столкновении людей с разными взглядами на одни и те же явления, с различными чертами характера.

Конфликты между личностью и группой возникают в тех случаях, когда личность занимает позицию, отличающуюся от позиции группы. Такой конфликт может возникнуть, например, тогда, когда принятая руководителем (менеджером) дисциплинарная мера к одному из подчиненных остальными подчиненными считается несправедливой.

Межгрупповой конфликт отражает разногласия между отдельными группами людей. На предприятиях и в АО такие конфликты нередко возникают между их функциональными и производственными подразделениями. И чем больше таких подразделений, тем больше вероятность возникновения конфликта.

В зависимости от содержания конфликт может быть (с некоторой условностью) либо деловым, либо эмоциональным. Источники деловых конфликтов — несерьезное отношение руководителя (менеджера) к своим обещаниям сотрудникам, нарушения должностных функций, неуважение прав подчиненных и т.д. В производственной и предпринимательской деятельности деловой конфликт может быть порожден:

— ограничением самостоятельности и свободы предпринимательской деятельности

— снижением ответственности руководителей (менеджеров) за результаты экономической деятельности своего АО

— недобросовестной конкуренцией производителей

— внешним вмешательством в хозяйственную деятельность АО, предпринимателей

— закрытостью экономики

и другими обстоятельствами.

Деловые конфликты могут исчезнуть вместе с породившей их причиной. Особо следует отметить деловые конструктивные конфликты. Они в некоторых случаях для организации полезны и закладываются в ее целевую структуру. Это делается путем установления подразделениям организации (АО) конкурирующих друг с другом целей. Примером этому может служить некоторое противостояние целей маркетинговой и финансово-экономической служб предприятия (АО). Конструктивный деловой конфликт дает возможность руководству более объективно оценивать действия подразделений и служб в обеспечении ими своей состоятельности и по достижению общей основной цели предприятия (АО).

Более устойчивый характер носят эмоциональные конфликты. Их движущей силой является стремление каждой из сторон достичь каких-либо частных целей (например, сведения личных счетов, сохранения своего престижа, упреждения в возможных обвинениях и др.) При этом у каждой стороны снижается уровень критического мышления, порождается необоснованность мнений и аргументов. Нередко суть вопроса заслоняется личной антипатией. В эмоциональном противоборстве человек видит в другом только недостатки, приписывает отрицательное значение любым его действиям. В то же время он оправдывает все свои, в том числе и неблаговидные, действия.

Среди множества причин, порождающих конфликтную ситуацию в коллективе, значительную долю составляют причины, связанные с деятельностью и личностью самого руководителя (менеджера) нередко конфликты у него с сотрудниками возникают, например, по вопросам оплаты труда, увольнения или перевода на другую работу. Конфликт при оплате за выполненную работу чаще всего возникает из-за нечеткого определения в трудовом договоре (контракте) порядка, условий и форм оплаты труда, а при увольнении или переводе сотрудников на другую работу – вследствие нарушения текущего трудового законодательства. Причинами конфликтов руководителя (менеджера) с подчиненными могут быть также неправильный стиль его руководства, черты характера, ошибочные оценки окружающих, неумение действовать в той или иной конкретной ситуации и др. Руководитель (менеджер) в большинстве случаев виновниками конфликтов считает своих подчиненных или других людей, но не себя. Это лишь углубляет конфликт. Одной из причин возникновения конфликта может стать и слабая

осведомленность руководителя (менеджера) об особенностях личной жизни некоторых подчиненных. Понятно, что к подчиненным нужно предъявлять одинаковые нравственные и дисциплинарные требования, но особенности их личной жизни и психологическое состояние также нельзя не учитывать. В данном случае имеются в виду женщины-вдовы, матери-одиночки, работники с ярко выраженными физическими недостатками и т.д.

Проведенные исследования свидетельствуют, что из общего количества конфликтов, возникающих в коллективах, 52% возникает по вине руководителя, 33%-из-за психологической несовместимости работников и 15%-из-за неправильного комплектования коллективов. Конфликтные ситуации возникают и тогда, когда кто-либо из сотрудников необоснованно критикует другого или болезненно воспринимает критику в свой адрес.

Наиболее ощутимые и нежелательные последствия конфликтов это — рост текучести кадров, в том числе высококвалифицированных снижение производительности труда общее ухудшение социально-психологического климата в коллективе и даже распад всей организации (предприятия, АО).

При возникновении конфликтной ситуации перед руководителем (менеджером) встает задача прежде всего выяснить подлинную причину конфликта и определить сферу его распространения. Это позволит ему точнее определить возможный результат конфликта и найти более эффективные способы воздействия на него. Следует также иметь в виду, что любое изменение ситуации приводит к прекращению данного конфликта. Для разрешения разногласий может быть использован и ряд других приемов: уход от обсуждения в данный момент острых вопросов, создание ситуации переговоров с выявлением зона согласия, нахождение решения, приемлемого для обеих сторон, и др. Конфликт может быть преодолен также административными мерами (например, исключением конфликтующего из состава коллектива). Положительную роль может сыграть и воспитательное вoздeйcтвие менеджера на конфликтующие стороны. Следует также учитывать и то, что разрешение конфликта в ряде случаев может быть более успешно достигнуто через посредника. Удачно подобранный и приемлемый обеими сторона

ми посредник может быстро урегулировать конфликт там, где без его усилий согласие между сторонами было невозможным.

 

Но при всем этом руководителям (менеджерам) всех рангов надо помнить, что в мире существует только один надежный способ разрешения любого конфликта — это не допустить его возникновения.

Важным элементом управления является психологическая сторона деятельности и личности самого руководителя (менеджера). Она включает в себя личностные факторы, которые влияют на действия руководителя (менеджера) и принимаемые им решения, а также вопросы отношений руководителя (менеджера) с коллективом. Личностные факторы могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на действия руководителя (менеджера) и принимаемые им решения. Как и у любого человека, у руководящего работника имеются личные привязанности, свои вкусы. Ему не безразличны его престиж и мнение различных лиц, в том числе вышестоящего начальства, о его действиях. У него может быть различное самочувствие и настроение. Личностные факторы могут привести руководителя (менеджера) к различным ошибочным действиям:

во-первых, к предвзятости. Сущность этого фактора может быть выражена словами: «всё, что сделано не нами — плохо». Благоприятная почва для проявления предвзятости возникает, например, при смене руководителя того или иного производственного или функционального подразделения предприятия или АО. Поэтому руководителям высшего ранга следует учитывать возможность проявления предвзятости в таких случаях

во-вторых, к подмене действительного желаемым. Проявление этого фактора определяется тем, что тот или иной руководящий работник утрачивает со временем внимание к трудностям и нерешенным проблемам и начинает недооценивать их. У него на этой основе может развиться неоправданный оптимизм. Принимаемые этим работником (менеджером) решения становятся нереалистичными. Это происходит тогда, когда менеджер находится на данной должности длительное время

в-третьих, к перестраховке, т.е. к стремлению застраховаться от возможных упреков и обвинений. Вместо активных действий менеджер занимается составлением большого числа различных служебных записок, докладных и т.п. документов. Менеджер-перестраховщик не только сам отключается от полезной работы, но СВОИМИ письмами отнимает время у других руководящих работников

в-четвертых, к принятию половинчатых решений. Этот фактор определяется стремлением менеджера показать, что в возникшей ситуации им что-то делается и какие-то меры принимаются, хотя в действительности, эти меры являются второстепенными

в-пятых, к эгоцентризму, проявляющемуся в стремлении менеджера достичь во что бы то ни стало какой-либо узкой цели, определяемой личные интересом. Это обычно приводит к противоречию с общими интересами коллектива и неизбежно наносит ущерб общему делу.

Выявление и предупреждение ошибок такого рода у менеджера, особенно в начальный период его деятельности, поможет ему скорее выработать правильный стиль руководства и закрепить свое служебное положение.

Социально-психологическая сторона управления учитывает также существование в управляемом объекте (предприятии, АО) так называемой неформальной структуры, которая проявляется в реально существующих, но организационно не оформленных межличностных и межгрупповых связях и отношениях, во взаимной поддержке работающих в нем людей. Особенно сильны неформальные связи и отношения в малых группах, т.е. в первичных трудовых ячейках, где люди совместно выполняют определенную работу (в бригадах, сменах отделах и т.п.). Эти отношения проявляются в виде симпатии, антипатии, дружбы, подражания, содействия и т.д. и оказывают существенное как положительное, так и отрицательное влияние на общее состояние социально-психологического климата в коллективе, на конечные результаты его деятельности, приводят к возникновению различных форм лидерства.

Под лидерством ( от анлг. lead – вести, побуждать, руководить) следует понимать способность человека влиять на отдельные личности и группы людей, чтобы побудить их действовать во имя достижения определенных целей. В основе этой способности лежат личные и деловые качества работника. Существенную роль здесь играют его привлекательная внешность, независимость характера, хорошие ораторские способности, достойная и уверенная манера держаться, практический опыт и др. Некоторые психологи утверждают, что лидер — это вовсе не самый сильный и даже не самый умный, а тот, кто владеет умением подчинить своей воле умных и сильных. Но, чтобы лидерство было реальным и эффективным, необходима власть, то есть возможность человека влиять на поведение других (через принуждение, вознаграждение, закон и другие формы).

Одной из характеристик реальной власти является управляемость, т.е. правильная реакция подчиненных на воздействия со стороны руководителя (менеджера). Укреплению власти, помимо указанных выше факторов, содействует также развитие партнерства в управлении, или совместного управления. Но есть факторы, которые действуют в противоположном направлении и ослабляют власть. Это- низкий профессионализм руководителя (менеджера), его низкий авторитет, принятие менеджером невыполнимых решений и другие. Все эти факторы должны постоянно находиться в поле зрения руководителя (менеджера).

Лидерство и власть могут существовать как единое целое, так и параллельно. На этой основе различают формальное (официальное) и неформальное (неофициальное) лидерства. Формальный (официальный) лидер — это административный или общественный руководитель. Но не всякий такой работник сразу становится формальным лидером, как только займет соответствующую руководящую должность. Чтобы стать лидером, ему необходимо обладать совокупностью таких личных и деловых качеств, которые признаются и высоко оцениваются подчиненными. За формальным (официальным) лидером люди идут не потому, что обязаны идти, а потому, что они хотят за ним идти.

Наряду с формальными (официальными) лидерами существуют лидеры неформальные (неофициальные). Неформальные лидеры — это рядовые работники, которые в силу своих личных, деловых и других качеств пользуются признанием коллектива или отдельной группы работников. Однако неофициальные лидеры в силу присущих им качеств и действий могут быть позитивными и негативными. Позитивный неформальный (неофициальный) лидер, обладающий высокими моральными качествами, профессиональной подготовкой, может быть хорошим помощником, опорой административному руководителю в достижении дисциплинированности и добросовестного отношения к труду всех подчиненных. При замене руководящих кадров целесообразно совмещение неофициального лидерства с официальным.

Что касается негативного неофициального лидерства, то оно — явление, крайне нежелательное, и руководителям вышестоящего ранга нужно принимать активные меры против его появления и существования. При этом следует иметь в виду, что негативный лидер — это работник также с положительными качествами и чертами характера (высокая квалификация, остроумие, широкая эрудиция и т.п.), но использует он их в сугубо личных (корыстных) интересах. Негативный лидер — это серьезная помеха в управлении. Как образно заметила известная писательница А.Кристи, лидеры могут быть не только созидателями, но и разрушителями. Благоприятными предпосылками для возможного появления негативного лидера являются слабость позиции административного руководителя наличие недостатков в организации и оплате труда, материально-техническом обеспечении наличие в группе человека, способного влиять на нее отрицательно. В числе мер по предотвращению негативного лидерства могут быть:

— привлечение негативного лидера к активной позитивной работе, умело используя его способности и интересы

— беседы с негативным лидером с целью убедить его в необходимости изменить свое поведение

— перевод неформального негативного лидера на другой участок работы.

Другими словами, надо речей не тратить по-пустому там, где можно власть употребить. Однако все эти меры должны проводиться без нарушения действующего трудового законодательства, прав личности и ущемления ее достоинств.



Adblock detector