Ценообразование

 

Под этим методом управления понимается процесс установления цен с учетом действия экономических законов, интересов хозяйственной политики и предпринимательства. Ценообразование неразрывно связано с осуществлением предприятиями (АО) маркетинговой деятельности.

В условиях рыночных отношений цена, как известно, отражает пропорцию, по которой происходит обмен единицы товара на то или иное количество денежных единиц.

В практике известны два основных подхода к установлению цен: затратный и рыночный. При затратном подходе основу установления цены составляют производственные затраты, непосредственно связанные с созданием и реализацией данного товара. В нее включаются также расходы на охрану окружающей среды к накопления для дальнейшего развития производства этого товара. При рыночном подходе определяющими факторами цены являются конъюнктура рынка, спрос к предложение товара. Однако и в этом случае предполагается, что цена на данный товар должна полностью возместить все расходы, связанные с его производством и реализацией.

В зависимости от масштаба торговых операций и вида продаваемого товара выделяются: оптовые цены, по которым продукция реализуется крупными партиями (в условиях оптовой торговли между предприятиями и организациями) и розничные цены, по которым товары продаются индивидуальным покупателям.

По степени свободы установления цены подразделяются на следующие три группы:

1) Жестко фиксированные, или твердые цены. Эти цены устанавливаются органами ценообразования или другими государственными органами. Какое-либо произвольное изменение такой цены производителем или продавцом товара преследуется по закону. Жестко фиксируемые цены отражались в прейскурантах оптовых и розничных цен. После либерализации цен, начавшейся с I января 1992г., они перестали действовать

 

2) Регулируемые цены. Величина этих цен регулируется государственными органами.

3) Рыночные цены. Эти цены свободны от непосредственного вмешательства государственных органов. Они формируются под воздействием конъюнктуры рынка, спроса и предложения, а также в результате свободного торга между покупателями и продавцами (производителями). В зависимости от степени участия покупателя в процессе установления уровня цен на тот или иной товар эти цены подразделяются на договорные и свободные. Договорная цена — это цена, величина которой определяется соглашением между продавцом и покупателем, заключаемым заранее. Договорные цены устанавливаются чаще всего на продукцию производственно-технического назначения, непродовольственные товары народного потребления, а также на продукцию, закупаемую и реализуемую кооперативными организациями. Свободная цена устанавливается производителем товара или продавцом в одностороннем порядке.

На внешнем рынке возникает необходимость использования мировых цен, которые представляют собой либо реально действующие на нем цены на товары данной группы, либо средние значения цен на одни и те же товары, установившиеся в разных странах и регионах. Мировые цены исчисляются в свободно конвертируемой валюте, т.е. в валюте, свободно обмениваемой на любую иностранную валюту.

Следует однако отметить, что ценообразование как экономический метод управления сегодня еще не выполняет той роли, которую он призван выполнять в рыночной экономике. Государственное регулирование цен распространяется лишь на ограниченный круг продукции. В установлении других цен также нет должного порядка. Все это тормозит становление цивилизованных рыночных отношений в нашем обществе.



Adblock detector