PR-специалист — это творческий авангард фирмы


Вячеслав Моисеев

Некоторая внешняя «легкость» довольно массового прихода в PR, главным образом в начале их появления, родила иллюзии и о простоте самой профессии. А вся деятельность PR-специалиста иногда отождествляется с рекламой, второстепенным по значимости акциям, наподобие «размещения» каких-то материалов в прессе, проведением примитивных презентаций и даже «сливом» компромата или «грязными» технологиями. Так что здесь сложного? 

И это проявляется не только у нас. В буклете английской PR-ассоциации этот взгляд даже был сформулирован в виде такого шутливого вопроса: «Если правда, что все PR сводятся к «джин-тонику», приему гостей и организации вечеринок, то зачем нужны семинары по обучению этой профессии?» И дальше давался ответ: «PR есть не более «джин-тоником», чем любая другая индустрия или профессия» (1). 
Серьезное же изучение истории 
Простая цепочка логических размышлений приводит далее к выводу о необходимости соответствующего образования. 
Правильно, но практика показывает, что даже в таких сугубо творческих профессиях, как писатель или журналист, есть немало людей с различным профессиональным образованием. В принципе, здесь нет ничего плохого, а особенно, если это случается в уже достаточно зрелом возрасте и по получении какого-то жизненного опыта. Чаще такая переквалификация становится результатом поиска своего пути. 
Так было и в 
(В скобках замечу, что и автор приобщился к 
Наряду с журналистами (особенно, в первое время) в новую сферу приходили представители многих профессий. И хотя у нас пока нет специальности паблик рилейшнз (как бы ее ни называли), нужно говорить о необходимости высшего образования для 
Имеющиеся методические разработки и анализ опыта (в том числе собственный преподавания 
• основы права; 
• основы психологии; 
• основы социальной психологии; 
• основы журналистики; 
• основы менеджмента; 
• самоменеджмент; 
• основы маркетинга; 
• основы политологии. 
Особо следует упомянуть 
Поскольку большое место в работе 
Конечно, не всегда 
В самом деле, будущему пиарщику (как и журналисту) можно прочесть чудесные лекции по журналистскому мастерству, ораторскому искусству и другим предметам и даже проверить уровень усвоения теоретического материала на суровом экзамене, но это еще не сделает из него профессионала; ему надо уметь грамотно писать для прессы, готовить тексты выступлений, пресс-релизов и других материалов. То есть нужны 
• писать тексты; 
• организовывать мероприятия; 
• вести переговоры; 
• публично выступать. 
Не обижая никакие иные профессии, можно сказать, что есть и такие, где никаких особостей и не надо, более того — они могут лишь помешать. В 
• любознательность; 
• способность широко мыслить и анализировать то или иное явление с различных точек зрения; 
• умение выстроить разрозненные и порою противоречивые факты в логическую цепочку и найти их причинно-следственные связи; 
• способность генерировать творческие идеи; 
• профессиональная уверенность и готовность войти в незнакомую среду; 
• коммуникабельность и способность эффективно работать с представителями различных сфер; 
• умение работать вместе с представителям различных профессий, знаний, характеров и взглядов; 
• организаторские способности; 
• способность отстаивать свое мнение; 
• динамизм; 
• стремления к постоянному повышению профессиональной квалификации. 
Специфика 
Пойдем дальше. Все эти приобретенные и свойственные 
Ну и, конечно, причастность 
Опыт мирового бизнеса, примеры деятельности выдающихся деловых людей (того же Ли Якокки) показывают важность именно твердости характера, настойчивости, упорства в реализации намеченного и других подобных качеств. Поэтому во многих странах, особенно в США, получает широкое распространение так называемая психологическая самопомощь. Она предполагает формирование в себе тех качеств, которых недостает в настоящий момент, но нужных для успеха. А одновременно — и овладение конкретными технологиями, рецептами, методиками получения желаемого результата. 
И в работах других американских деловых людей и философов бизнеса (того же Дейла Карнеги) хорошо прослеживается то поистине всеамериканское стремление к успеху, которое нередко определяет содержание всей жизни многих людей. И хотя далеко не все из них приходят к желанному финишу, эта настроенность отражает широко распространенную за океаном уверенность в том, что успех — это не мистический дар судьбы, а результат воли и концентрации усилий на одной цели; стало быть, можно овладеть искусством достижения успеха. Так что волевой настрой и целеустремленность важны, конечно, и в 
Еще специфика 
Уже в своей первой работе корифей 
И во многих последующих работах по 
Все эти качества и должны обеспечивать успешную работу 
При всем этом 
Подытоживая определение основных особенностей 
Понятно, что этим базисным положениям должна отвечать вся 
Значит, здесь не может быть простого отбывания рабочего дня «от звонка до звонка». Потому-то мы с полным правом и относим паблик рилейшнз к творческим сферам деятельности, а самого 
«PR-менеджер», № 3, 2003 г.