Подбор и обучение персонала службы маркетинга

 

В настоящее время российские предприятия испытывают серьезные трудности в под-боре специалистов по маркетингу, поскольку профессия эта сравнительно новая и подготов-ленных кадров недостаточно. Вместе с тем, востребованность в них резко возрастает. Необ-ходимо использовать различные пути подбора персонала службы маркетинга:

• выдвижение из числа штатных сотрудников предприятия

• объявление конкурса на замещение вакантных мест

• привлечение специалистов из конкурирующих фирм

• использование услуг рекрутинговых агентств и консультационных компаний по найму («охотников за головами»)

• приглашение выпускников — специалистов по маркетингу высших учебных заведе-ний

• заключение договоров с высшими учебными заведениями по подготовке студентов специально для данного предприятия.

Важным элементом отбора специалиста является использование различных видов со-беседований:

• личное

• групповое

• ролевые игры

• психологические тесты на выявление способностей

• проверка профессиональных знаний и др.

Постоянное обучение персонала службы маркетинга является обязательным условием эффективной работы. Существуют различные формы и методы обучения.

1. Обучение приемам и методам маркетинговой деятельности непосредственно на предприятии с привлечением собственных или приглашенных инструкторов и преподавателей.

2. Стажировка по договоренности на других предприятиях (отечественных и зарубеж-ных), где имеется высокий уровень постановки работы в области маркетинга.

3. Повышение квалификации на специальных курсах и семинарах, проводимых ли-цензированными организациями.

4. Профессиональная переподготовка по специальности в школах бизнеса.

5. Получение высшего (в том числе второго) или среднего специального образования в вузах и колледжах.

 

В настоящее время существуют два подхода к бизнес-образованию: «Учиться бизне-су» и «Учиться у бизнеса». Первый исповедуется в США, Англии, второй—в Германии, Японии и др. Каждый из них имеет свои позитивные и негативные стороны. В России фор-мируется свой взгляд на бизнес-образование, основанный на разумном сочетании обоих под-ходов.

Эффективность управления персоналом службы маркетинга в значительной мере за-висит от способностей руководителя мотивировать их работу. Мотивация подразумевает воздействие на взгляды подчиненных относительно своей работы, действий начальства, по-литики предприятия в целом таким образом, чтобы они неустанно работали на достижение целей компании. Мотивация может осуществляться с использованием как материальных, так и нематериальных стимулов, с помощью которых поддерживаются определенные символы положения работников, а также оцениваются их услуги.

Материальные стимулы:

• установление заработной платы не ниже уровня сотрудников других подразделений предприятия

• установление приемлемой заработной платы по сравнению с заработной платой со-трудников фирм-конкурентов

• выплата материальных поощрений за качество и сроки выполнения работ.

Нематериальные стимулы:

• участие работников службы в выработке решений, касающихся их непосредствен-ной деятельности

• поручение выполнения разнообразных заданий с целью повышения интереса работ-ников

• периодическая оценка уровня выполнения служебных обязанностей каждого со-трудника

Соратники(единомышленники) Содействие(действенность)

Стратегия Стимулы

• сочетание индивидуальных целей работников с общими целями предприятия.

рис 2.1. Модель «4С» — модель эффективной организации маркетинга

На рис. 2.1. приводятся следующие составляющие эффективной организации марке-тинга:

• Команда соратников, единомышленников, поддерживающая культуру организации, понимающая суть маркетинга и способная работать в различных ролях (лидер, генератор идей, исполнитель, коммуникатор, критик, эрудит и т.п.).

• Содействие в непосредственном воплощении идеи, мечты, миссии в конкретные действенные планы, программы («Что надо сделать, чтобы выглядеть такими, на что мы пре-тендуем»)*.

• Стратегия — способность наладить связь между днем сегодняшним и днем завтраш-ним. Уметь оценить покупателя, конкурента, свои возможности по достижению целей.

• Стимулы — возможность достижения собственных материальных и моральных ус-пехов («Каждый хочет понять смысл своей деятельности, хочет гордиться своей работой и нуждается в признании своего труда» — принцип компании General Motors).