Организация маркетинга на российских предприятиях

 

Практика консалтинговых фирм показывает, что организация маркетинга на предпри-ятии предусматривает проведение нескольких этапов работ, которые могут осуществляться самостоятельно или с приглашением внешних консультантов и специалистов

1. Этап диагностики предприятия:

• краткая информация о предприятии

описание основных проблем функционирования и развития предприятия

• оценка потенциала предприятия

• определение роли маркетинга в условиях современного состояния предприятия

• выдвижение гипотез организации маркетинга на предприятии.

2. Аналитический этап:

• анализ конъюнктуры рынка

• оценка перспектив развития товарного предложения

• оценка действий конкурентов

• прогноз общего объема и структуры спроса

• анализ покупательского поведения.

3. Организационный этап:

‘ разработка концепции маркетинга предприятия

• создание Положения о службе маркетинга (задачи, функции, организационная структура, взаимодействие с другими подразделениями и др.)

• подготовка предложений по кадровому обеспечению и штатному расписанию служ-бы.

4. Методический этап:

 

• формирование информационной системы маркетинга

• разработка методов и конкретных методик реализации продуктовой, ценовой, рас-пределительной, рекламной политики

• подготовка методических рекомендаций по координации и взаимосвязям маркетинга на предприятии.

5. Внедренческий этап:

‘ разработка и обоснование плана маркетинга (цели, стратегии, мероприятия, затраты)

• создание системы контроля маркетинга (проверка основных показателей)

• оценка деятельности созданной службы маркетинга

• анализ адаптации и функционирования системы маркетинга в целом, проведение не-обходимой корректировки и уточнений

• утверждение документов, регламентирующих маркетинговую деятельность на пред-приятии.

6. Обучающий этап:

• организация и проведение обучения маркетингу управленческого персонала пред-приятия (линейных и функциональных менеджеров)

• организация и проведение обучения специалистов службы маркетинга

• проведение стажировок менеджеров и специалистов.

Организация управления маркетингом призвана содействовать развитию самой мар-кетинговой функции, формированию маркетинговой системы и развитию деятельности службы маркетинга на предприятии. Вместе с тем, процесс организации маркетинговой дея-тельности на предприятии часто сталкивается с известным противодействием «традиционных» подразделений (об этом свидетельствует не только «молодой» отечественный, но и длительный зарубежный опыт). Поэтому нужно проявить терпение и настойчивость.

В современных условиях наблюдаются новые тенденции, связанные с принятием и реализацией маркетинговых решений на основе формирования «межфункциональных команд», активным участием маркетинга в процедурах бизнес-инжиниринга. В этой связи принципиальное значение приобретает установление связей маркетинга с производством, финансами, снабжением и сбытом, администрированием. Маркетинг выполняет интегри-рующую роль в комплексных усилиях предприятия на рынке. Осуществляется принцип, ко-гда успехи предприятия, его прибыль и дальнейший рост все в большей степени зависят от умения максимально приспособить использование потенциала предприятия к требованиям рынка.

Типовое положение о службе маркетинга на предприятии основывается на общих принципах, функциях и методах маркетинговой деятельности. Организационная структура предполагает использование функционального, дивизионального или матричного подхода.

Менеджеры и специалисты в области маркетинга выполняют различные функции, связанные с подготовкой и принятием стратегических и оперативных решений на различных уровнях управления предприятием, непосредственно осуществляют эти решения, а также различного рода технические и вспомогательные работы.

В современных условиях, несмотря на известную нехватку специалистов и менедже-ров по маркетингу, к ним предъявляются вполне конкретные требования. Они связаны с высоким уровнем профессиональных знаний, вполне определенными личностными качествами, умением реализовать на практике маркетинговые цели и задачи. Решающее значение приоб-ретают правильный подбор и обучение персонала службы маркетинга, развитие мотивации работников, эффективная организация маркетинговой деятельности.



Adblock detector