Прогнозирование спроса

 

Под спросом понимается платежеспособная потребность,

вынесенная на рынок. Можно выделить спрос на товары и услуги конечных потреби-телей и спрос на товары и услуги предприятий-потребителей.

Спрос на потребительские товары развивается под влиянием значительного числа ос-новных и специфических факторов.

Основные факторы формируют потребительский спрос на все товары и услуги, соз-давая своего рода рамки, пределы его развития. К ним относятся: размер товарного предложения, уровень доходов и цен, численность и состав населения, ряд других факторов.

Специфические факторы определяют развитие спроса на товарные группы или от-дельные товары. Так, развитие спроса на мебель определяется обеспеченностью населения квартирами, потребностью в их благоустройстве и ремонте. Спрос на компьютеры — обра-зовательным уровнем потребителей. Спрос на тетради — количеством школьников и т.д.

Различают спрос общего и частного проявления. Общий спрос представляет собой спрос на определенный класс продуктов в целом. Например, спрос на телевизоры, на обувь, на напитки и т.д. Частный спрос — это спрос на конкретные, частные товарные марки. На-пример, спрос на фирменное пиво «Балтика», на ткани производства фабрики «Трехгорная мануфактура», на корпусную мебель Шатурского мебельного комбината и т.д.

Спрос на товары единовременного пользования (например, продукты питания, неко-торые хозяйственные товары и др.) делится на первый и повторный. Первый спрос предъяв-ляется на пробные покупки, когда товар только появляется на рынке. Повторный спрос ха-рактеризует приверженность потребителей относительно данной товарной марки. В свою очередь, он может быть более или менее интенсивным.

На товары длительного пользования (например, бытовая техника, мебель, некоторые виды одежды и др.) предъявляется спрос первоначальный, на замену и дополнительный. Первоначальный спрос связан с процессом повышения обеспеченности, накоплением таких предметов в пользовании у потребителей, формированием парка. Спрос на замену — это спрос, направленный на возмещение накопленного парка в результате физического или мо-рального износа предметов. Дополнительный спрос направлен на увеличение числа тех или иных товаров, находящихся в пользовании у населения (так, в одной семье может быть не один, а несколько телевизоров в потреблении может находиться и стационарный, и порта-тивный компьютеры и т.д.).

 

Спрос на товары производственного назначения зависит от целей их использования. Выделяют спрос на материалы. для изготовления конечной продукции (например, полуфабрикаты для производства колбасных изделий, компоненты и сборочные узлы для производ-ства автомобилей и т.д.). Спрос предъявляется также на промышленное оборудование (на-пример, станки, технологические линии и др.) и т расходуемые материалы для производст-венного процесса (например, горюче-смазочные материалы).

Спрос, определяемый потребностями производственного процесса, различается как спрос на первые покупки, повторные покупки без изменения и повторные покупки с измене-ниями. Первые покупки связаны с решением новых задач на производственных предприяти-ях (модернизация, новое строительство и т.д.). Они представляются как своего рода инве-стиции. Повторные покупки без изменения связаны со спросом на продукцию, ассортимент, качество, цена, условия продажи которых не меняются. Повторные покупки с изменениями вызывают спрос на модифицированную продукцию, связанную с обновлением производственного процесса на предприятии.

Спрос на потребительские и производственны. услуги также обусловлен практически всеми рассмотренными выше факторами. Вместе с тем, он имеет свои существенные особенности:

• услуга не имеет материальной формы

• услуга не подлежит хранению

• одна и та же услуга может иметь разное качество

• услуга неотделима от производителя.



Adblock detector