Состояние экономических реформ в России

 

Экономические реформы в России в конечном итоге споткнулись именно на неспособности преодолеть технико-технологический, инновационно-воспроизводственный структурный кризис, проявляющийся в социально-экономической неэффективности производства, неспособности общества преодолеть падение производства и как следствие, социально-экономический системный кризис в России и других странах СНГ.

На этапе общего спада производства, хронического экономического и финансового кризиса, к сожалению, стратегия выживания, а не развития, становится доминантой российской политики. На все предложения о корректировке курса научно-технической и социально-экономической деятельности правительства РФ, ориентации на развитие наукоемких отраслей и предприятий, ответ один — нет инвестиционных ресурсов. Отсюда сохранение ориентации на устаревшие технологии в границах четвертого ТУ, что в свою очередь подавляет возможности становления и развития пятого ТУ, хотя бы на основе технического перевооружения за счет средств амортизации, не говоря уже даже о сегментных, точечных прорывах по отдельным направлениям шестого ТУ.

 

В рыночной экономике государственная инновационная политика должна быть направлена на повышение конкурентоспособности национальной промышленности на внутренних и внешних рынках, развитие сферы охраны окружающей среды, обладать способностью мобильной адаптации к структурным и технологическим сдвигам в экономике. Соответственно набор инструментов осуществления политики инновационного развития весьма широк. Это могут быть меры прямого воздействия, такие, как бюджетное финансирование НИОКР, осуществление специальных инновационных программ в приоритетных направлениях НТП, государственные заказы и гарантированные закупки некоторых видов наукоемкой продукции, или же меры косвенного воздействия – налоговое стимулирование инвестиций на исследования и разработки, амортизационные льготы и др.