Классификация архетипов общества по Юнгу

 

Теперь давайте опишем несколько архетипов, тут стоит оговориться, что, как говорил Юнг «чем более архаичным и «глубоким», то есть чем более психологическим является символ, тем он более коллективен, универсален и «материален». Я, наверное, не погрешу против истины, если скажу, что жизнь первобытного человека, зависела от солнца. Ее можно условно разделить на две части: до захода солнца и после. Начало дня означало конец страха, боязни за жизнь. Стоит учитывать и физиологические ощущения: холод, сырость, сопровождающие ночное время и тепло, сухость, чувство комфорта, сопутствующие дню. Такое разделение жизни характерно и для первобытных племен, стоящих на более высоких ступенях эволюции. Исследователи обнаружили у некоторых племен (наименее развитых) мистический страх ассоциированный с наступлением ночи. В это время люди боятся выходить из хижин, объясняя это тем, что на улице бродят злые духи, способные причинить несчастье. Мне кажется, что корни такого представления уходят к страху первочеловека перед

ночными хищниками, постоянно угрожающими жизни. Другой, замечательный символ человечества – огонь. Если только представить каких трудов стоило первочеловеку добыть его, поддерживать, какую важную роль играл он в его жизни – становиться не по себе. Можно сказать, что обуздав огонь, человек стал обладать своим “маленьким солнцем”. Наверное, поэтому у нас бессознательно возникает некий благочестивый страх, связанный с образом огня, который таинственно вездесущ и может возникнуть в любой миг и где угодно. Действительно огонь завораживает нас, удивительно какое он имеет просто гипнотическое действие на людей. Как писал Канетти: «Люди не только спешат к нему и стоят вокруг, есть древние обычаи, при которых они прямо уподобляют себя огню” Также интересно отношение первобытного человека ко всему новому: первобытный человек стремится познать место своего обитания во всех подробностях, но в то же время испытывает панический страх, ступая на неизведанную, незнакомую территорию. Создается впечатление, что он унаследовал

 

этот страх перед непознанным миром от своих предков. Архетип страха, один из самых древних и сильных живет, в нашем бессознательном и поныне. Обнаружить его легко: стоит только начать новое предприятие, или отправится в незнакомые места, как вас охватит волнующие чувство, соединяющие в себе любопытство и страх, страх перед новым, непонятным, неизведанным. Стоит отметить, что страх, являясь одним из самых древних архетипов, очень эффективен при формирование как положительного, так и отрицательного психо — эмоционального поля вокруг объекта. Причем на бессознательном уровне эмоция, сопровождающая архетип, будет играть главную роль в формирование отношения к объекту. Например, если в рекламе был использован архетип страха, вызывающий негативные эмоции, то можно с уверенностью утверждать, что рекламируемый продукт/услуга будет вызывать стойкое отторжение на уровне бессознательного.

Однако, если мы рассматриваем особенности мышления наших предков, то тогда нам необходимо и обратить внимание и на другой тип мышление – более близкий современному –, я имею ввиду мифологическое мышление. Оно приняло эстафету от первобытного мышления, которому не знакомы абстрактные образы.