Пути поиска архетипов

 

Где же искать архетипы? Ответ на этот вопрос уже прозвучал в начале работы – национальный фольклор, сказки, предания, легенды. Ведь ни у кого у нас не возникало проблем с восприятием сказочных образов, их интерпретацией, т.к. современная цивилизация, отказавшаяся от мифологии, насчитывает всего несколько поколений, наши предки жили в соответствие с коллективными представлениями на протяжение тысячелетий и эти представления определяли ход их жизни огромный отрезок времени, поэтому то эти образы бессознательно так нам близки. Причем ребенок растет в мире сказок и, соответствено, воспринимает окружающий мир как сказку и сопоставляет свое поведение с поведение любимых героев. Таким образом, уже с детства, по средством восприятием национального фольклора и медийных сообщений (мультфильмы, детские фильмы), у нас формируются некие стереотипные примеры восприятия окружающего мира и в нашем сознание остаются сказочные сюжетные цепочки, к которым мы в последствие пытаемся свести события окружающей действительности. Поэ

тому рекламная коммуникация построенная на основание сказочного сюжета будет восприниматься аудиторией легче, без дополнительных затрат на ее декодирование, т.к. у нас уже существует готовый алгоритм восприятия подобной информации. Интересно, как Умберто Эко сопоставляет сюжет «Красной шапочки» с подачей материалов американской прессы о Перл-Харбор.

Функция

Красная шапочка

Модель подачи информации

Герой

Красная шапочка

американцы

Ценность

безопасность

Контролируемое правительство

Запрет

Не останавливаться в лесу

Не коррумпированность, не шпионить

Злодей

волк

президент

Нарушение запрета

Красная шапочка заговаривает с волком

Уотергейт

 

Неудача

Красную шапочку обманывают

Злоупотребление властью

Спаситель

лесорубы

Пресса суд

Борьба

Преследование волка

Журналистское расследование

Победа

Волк убит

Белый дом подпадает под расследование

Ценности восстановлены

Безопасность

Контроль над правительством

Оценка фактов

Герой был неосторожен, но его спасают

Злодей пытался лгать сообществу, но общественные герои наказали его

Это пример наглядно демонстрирует тезис о том, что человек бессознательно стремится свести интерпретацию событий к готовому алгоритму, т.к. это облегчает процесс восприятия реальности и позволяет быстрее реагировать на происходящие события, поэтому и процесс восприятия – процесс бессознательный, где большинство процедур происходит автоматически.