Исследование запросов потенциальных потребителей

 

Изучение запросов потребителей — одна из важных составных частей системы маркетинговых исследований. Исследование потребителей позволяет выявить комплекс побудительных факторов, которыми руководствуются потенциальные покупатели при выборе товаров.

В качестве объекта исследования могут выступать как индивидуальные потребители, так и организации. В процессе исследования предстоит изучить поведение потребителя на рынке, основные факторы мотивации покупательского поведения, тенденции покупательского спроса, определить характеристики и требования потребителей в отношении товаров или услуг вашего предприятия.

Для получения информации в маркетинге могут использоваться разные методы: наблюдение, опрос, эксперимент, панель. Выбор конкретного метода зависит от цели исследования, возможностей исследователей.

Некоторые характеристики методов исследований приведены в таблице 4.

Таблица 4 — Характеристики методов исследований

Метод

Содержание

Форма

проведения

Достоинства (а) и недостатки (б)

Наблюдение

Регистрация реакции потребителя на товар, рыночные условия

Полевая или лабораторная.

С участием наблюдающего и без него

а) Высокая степень объективности оценки

б) Некоторые факторы не поддаются наблюдению. Большие расходы

Опрос, интервью

 

Опрос участников рынка и экспертов

Письменно или устно.

Свободно или стандартизовано.

Разные способы связи с аудиторией

а) Можно исследовать обстоятельства и факторы, не проявляющиеся во внешней реакции покупателя (мотивы

б) Необходимость обеспечения репрезентативности выборки

Панель

Повторяющийся сбор данных через равные промежутки времени в одной точке

Торговая, потребительская

а) Выявление тенденций развития во времени

б) «Смертность» панели

Эксперимент

Исследования влияния одного фактора на другой (при одновременном контроле сопутствующих факторов)

Полевая, лабораторная

а) Возможность исследования влияния разных факторов. Контроль ситуации

б) Большие затраты времени и средств

При изучении запросов потребителей наиболее широкое распространение получил метод опроса с помощью анкетирования. Эффективность исследования зависит от того, какие вопросы предусматриваются анкетой, в какой последовательности они заданы, какие возможные варианты ответов предусматривают эти вопросы. Прежде, чем приступить к анкетированию, нужно удостовериться, что все вопросы анкеты воспринимаются потребителем так же, как и составителем анкеты.