Деятельность конкурентов

 

Анализ деятельности конкурентов – это одна из обязанностей специалистов по маркетингу, осуществляемая в целях:

-выявления существующих и возможных товаров – конкурентов

-определения настоящих и потенциальных конкурентов – производителей этих товаров

-исследования слабых и сильных сторон всех конкурирующих товаров

-разработки прогнозов вероятной тактики и стратегии конкурентов.

Формируя базу сведений о конкурирующих товарах и фирмах, предпринимателю необходимо опираться на определенный перечень вопросов:

Какую долю рынка занимают конкуренты (по видам товаров)?

Каков объем товарооборота конкурентов?

Имеет ли продукция конкурентов собственное (марочное) название?

Какова организация сбыта у конкурентов?

По каким критериям организован сбыт у конкурентов (по видам продукции, регионам, видам потребителей)?

Какова численность сотрудников в сфере сбыта?

Какова политика цен конкурентов?

На что делается упор – на цену или качество?

 

Какие виды и средства рекламы используют конкуренты?

Как поставлено обслуживание клиентов?

Каковы условия и сроки поставки у конкурентов?

Какова форма и внешний вод продукции конкурентов?

Какой уровень сервиса предлагают конкуренты в гарантийный и послегарантийный периоды?

Какова практика товародвижения у конкурентов (виды транспорта, объемы запасов, размещение складов, их виды и стоимость хранения и транспортировки)?

В какие страны экспортируется продукция конкурентов?

Какова доля экспорта по отдельным странам?

Какая доля рынка приходится на продукцию конкурентов за рубежом?

В итоге фирма получает возможность понять, почему конкуренты действуют именно так, а не иначе, и выработать собственную стратегию. Какую стратегию можно применить?

СДЕРЖАННАЯ РЕАКЦИЯ – при уверенности в своих клиентах при завершении деятельности на данном рынке при дефиците средств реагирования.

ИЗБЕРАТЕЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ – выборочная ответная реакция на поведение конкурентов (например, реакция на снижение цен, но безразличие к увеличению активности конкурентов в рекламной деятельности) подобный подход позволяет вести конкурентную борьбу на нескольких направлениях или рынках одновременно.

СЛУЧАЙНАЯ, МАЛОПРЕДСКАЗУЕМАЯ РЕАКЦИЯ – ответная реакция не связана прямо с экономическим положением и конкретной ситуацией у конкурентов. Как правило, подобная реакция является результатом действия причин личного характера или отсутствия коммерческого опыта.