Что такое «мотивированный человек»

 

Мотивированный человек готов действовать. Каковы будут действия, зависит от его восприятия ситуации. В одной и той же ситуации два человека, имеющие одну и ту же мотивацию, будут действовать по-разному, в зависимости от того, как они воспринимают данную ситуацию.

Почему люди по-разному воспринимают одну и ту же ситуацию? Все мы получаем от нее определенные стимулы, воздействующие на наши органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. Тем не менее, каждый из нас получает, перерабатывает и понимает полученную информацию по-своему. Восприятие – это процесс, посредством которого индивидуум собирает, организует и интерпретирует информацию, создавая свою собственную, осмысленную картину мира.

Когда люди действуют, они узнают много нового, они учатся. Усвоение – это психологический термин, описывающий изменения в поведении индивидуума под влиянием накопленного опыта. Большинство поведенческих особенностей человека – благоприобретенные. Теоретики утверждают, что психологической основой усвоения является плотное переплетение побуждений, стимулов, раздражителей, реакций и подкрепления.

В процессе своих действий и усвоения люди приобретают убеждения и установки, которые в свою очередь оказывают влияние на их поведение. Убеждение – это не подвергаемое сомнению мнение, которое человек имеет по поводу чего-либо. Например, клиент может быть убежден, что отель Белькёй в Турции предлагает лучшие жилищные условия и имеет лучший обслуживающий персонал. Это убеждение может базироваться на его собственном опыте или же на мнениях других людей. В этом убеждении может присутствовать эмоциональный компонент, но его может и не быть. Для турагентов очень важно знать, какие у людей есть убеждения по поводу услуг. Убеждения положительного характера укрепляют престиж фирмы. Люди действуют исходя из своих убеждений. Если становится ясно, что какое-то необоснованное негативное убеждение подрывает престиж, турагент должен незамедлительно начать кампанию, направленную на изменение этого убеждения. Через категорические суждения люди выражают свое отношение. Отношением называются относительно устойчивая оценка

 

и определенные чувства, связанные с каким-либо объектом или идеей. Отношениями определяются наша симпатия или антипатия к ним. Отношения часто называются также установками. Отношения и установки очень трудно изменять, потому что все они взаимосвязаны в сознании человека. Изменение одной из установок может повлечь за собой необходимость других, и порой трудных, подвижек.

Подводя итоги, мы можем еще раз повторить, что существует множество сил, влияющих на поведение клиента. Его выбор – это результат сложного переплетения множества факторов: культурных, социальных, личностных и психологических. Многие из них не поддаются контролю, однако, зная их, можно лучше понять поведение клиента и его реакции, порой кажущиеся странными.