Кто участвует в проессе маркетинга
В маркетинговом процессе участвуют: производитель товара отдел маркетинга, который непосредственно выступает на рынке В рамках существующих у нас структур предприятий такой отдел придется создавать) посредник (агент, дилер, оптовик), обеспечивающий реализацию товара предприятия на рынке (в известных случаях возможен прямой контакт «отдел маркетинга — конечный потребитель») коллективный потребитель (организация-покупатель товара производственного назначения) розничный торговец В случае товаров индивидуального потребления) конечный потребитель В случае товаров индивидуального потребления — личность или семья в случае товаров производственного потребления — персонал, непосредственно использующий товар, купленный коллективным потребителем).
Экспортный маркетинг требует активности, наступательности, предприимчивости, без чего нельзя рассчитывать на эффективную деятельность на современном международном рынке, где острейшая конкуренция — естественный фактор коммерческой работы.
На наш взгляд, представленность «основных принципов маркетинга» в данном списке — явно неполная: здесь много чего не хватает.
Ноздрева Р. Б., Цыгичко Л. И. отмечают, что «для маркетинга
характерны следующие основополагающие положения, или принципы:
1) глубокое и всестороннее научно-практическое исследование
рынка и экономической конъюктуры, а также производственно-сбытовых возможностей предприятия
2) сегментация рынка
3) гибкое реагирование производства и сбыта на требования активного и потенциального спроса
4) инновация
5) планирование [Н о з д р е в а Р. Б., Ц ы г и ч к о Л. И.
Маркетинг: Как побеждать на рынке. — М.: ФиС, 1991. — С. 8-9].
Здесь представленность «основных принципов маркетинга» выглядит, достаточно обоснованно, но, опять-таки, список не достаточно полон и, по меньшей мере, не совсем точен: ибо не вполне ясны критерии выделения тех или иных принципов.