Основные принципы маркетинга
В книге: «Все о маркетинге: Сборник материалов для руководителей предприятий, экономических и коммерческих служб…» дается исходное определение, что такое «принципы маркетинга» вообще — это «основные черты маркетинга как системы управления торгово-производственной деятельностью» определяется, что такое принципы маркетинга — они «отражают сущность маркетинга, вытекают из его современной концепции и предполагают эффективное достижение целей маркетинговой деятельности» наконец, перечисляются и сами «основные принципы маркетинга», к которым авторы относят:
1) производство продукции, основанное на точном знании потребностей покупателей, рыночной ситуации и реальных возможностей предприятия
2) наиболее полное удовлетворение потребностей покупателя,
обеспечение его средствами или комплексом средств для решения
конкретных проблем (альтернативный принцип — производство товаров и услуг с последующим поиском сбыта)
3) эффективная реализация продукции и услуг на определенных
рынках в запланированных объемах и в намеченные сроки
4) обеспечение долговременной результативности (прибыльности)
производственно-коммерческой деятельности предприятия, что предполагает постоянный задел научно-технических идей и разработок для производства товаров рыночной новизны
5) единство стратегии и тактики производителя в целях актив-
ной адаптации к изменяющимся требованиям покупателей при одновременном воздействии на формирование и стимулирование потребностей [См.: Все о маркетинге: Сборник материалов для руководителей предприятий, экономических и коммерческих служб. — М.: Азимут-Центр. 1992. — С. 4].
Итак, если проанализировать все выше представленные определения «основных принципов маркетинга» у разных авторов, то, как видим, эти «принципы маркетинга» не являются чем-то достаточно единым и устоявшимся, и если говорить о совокупности принципов маркетинга в целом, то они в целом несут разноречивый смысл, приобретают, если брать «системный контекст» — у каждого автора противоречивый характер.
Тем не менее, если исходить из предложенного «системного кон-
текста» принципов маркетинга, то нетрудно заметить и нечто общее
в представленных определениях совокупности «основных принципов маркетинга», а именно:
— необходимость знания покупателей и их потребностей
— необходимость знания рыночной ситуации в определенном сек-
торе (сегменте) рынка
— стремление удовлетворить нужды, потребности и запросы покупателей
— наличие гибкости производства, основанного на точном знании
целевого сегмента «своего» рынка
— необходимость проведения инноваций (например, создание но- вого товара)
— необходимость планирования по различным временным горизон-
там: построение маркетинговых программ в долго-, средне-,
кратко- временных аспектах, планирование их «увязки»
— необходимость проведения в жизнь принятых маркетинговых ре-
шений (в основном, краткосрочных задач по достижению желае-
мых уровней сбыта на различных рынках)
— продвижение товаров и услуг
— осуществление различных форм информации, убеждения или на-
поминания о своих товарах, услугах, предприятии, торговой
марке и т.п.
“Набирается” достаточное количество «принципов маркетинга», которые надо как-то идентифицировать и осмыслить.
Рассмотрим еще один вариант «основных принципов маркетинга», который был верифицирован на основе опыта чтения лекций по маркетингу и соответствующего общения со студентами на экономических факультетах в Московской коммерческой академии (Омский филиал), в Омском государственном университете и в Омском государственном техническом университете.
«Основные принципы маркетинга»:
1) marketing reseаrch — исследование рынка (всестороннее и глубокое) кроме того, также используется контекст исследования
экономической конъюктуры и производственно-сбытовых возможностей предприятия
2) segmentation — сегментация рынка
3) adaptation — гибкое реагирование на требования активного и
потенциального спроса
4) innovation — инновация, создание нового товара
5) planning — планирование, построение различных маркетинговых программ, долго-, средне- и кратко- срочное планирование маркетинговой деятельности фирмы
6) promotion — (дословный перевод: «продвижение при поддержке»): а) продвижение товаров и услуг а также: б) любая форма сообщений, используемая предприятием для информации, убеждения или напоминания о своих товарах, услугах, предприятии, торговой марке и т.п.
7) governing of market — «глобальное» управление маркетингом,
обуславливающее «основной ход событий» в деятельности фирмы
8) management of market — управление маркетингом, понимаемое
как решение, в основном, краткосрочных задач по достижению желаемых уровней сбыта на различных рынках (типа того: что продавать, кому продавать, почему следует это продавать, где и каким образом продавать, когда все это продавать и как управлять всем этим движением товаров и услуг).
Данные принципы были выделены по критерию: сначала проведение конкретных эмпирических исследований потребителей, а затем запуск и самого производства на основе маркетинга. Кроме того, при выделении принципов маркетинга использовался критерий анализа логики рыночной деятельности многих западных фирм.