Важность и проблемы в области внешней торговли

 

Проблемы в области внешней торговли часто связаны с так» ми факторами, как сертификация, стандарты и различные требования к маркировке. Число наименований ввозимых товаров, подлежащих сертификации, многократно превышает соответствующие сер тификационные требования, действующие в странах ЕС. Однако представляется, что граждане этих стран гораздо лучше защищены от некачественных товаров, чем россияне.

Для экономики России принципиально важно завоевать прочные позиции на мировых рынках. Учитывая низкую конкурентоспособность большей части продукции нашей обрабатывающей промышленности, для начала надо закрепиться на тех рынках, где Россия имеет свои позиции, прежде всего на рынках СНГ. Иностранные инвестиции могли бы способствовать росту российского экспорта, но при условии, что инвесторы смогут рассчитывать на рынки СНГ. В связи с этим следует признать крайне нежелательным сохранение в долгосрочной перспективе нынешнего порядка обложения НДС продукции, экспортируемой в страны СНГ, особенно на Украину. Двойное обложение НДС при поставках на украинский рынок подталкивает отечественных экспортеров на различные схемы обхода существующего порядка, например, путем экспорта через Польшу. Россия не является членом ВТО, поэтому наши экспортеры не выходят на мировые рынки в режиме наибольшего благоприятствования и часто сталкиваются с обвинениями в демпинге.

Экспортные пошлины на энергоносители — временная мера, связанная с конъюнктурой мирового рынка. Но в долгосрочной перспективе надо учитывать, что они снижают имеющиеся собственные инвестиционные средства и конкурентоспособность компаний ТЭК на мировом рынке.

Один из существенных факторов инвестиционного климата — политика местных властей. Важность инвестиций осознается во многих регионах, поэтому там инвесторам предоставляются налоговые освобождения и другие льготы. Если по состоянию на первое полугодие 1998 г. лишь пять субъектов Федерации имели специальное законодательство по иностранным инвестициям, то к настоящему времени их число возросло до 45. Основным типом стимулов, предусмотренных этим законодательством, являются фискальные льготы (по уплате налогов, подлежащих зачислению в региональный бюджет). Однако порой создается впечатление, что Россия представляет собой не единое государство, а состоит из ряда феодальных княжеств со своими собственными порядками. Этому есть ряд подтверждений:

— желание захватить собственность (или участвовать в ней) как условие содействия инвестициям (Москва, Башкирия, Татарстан, Красноярск и др.)

— стремление строить барьеры на пути вывоза или ввоза продукции (Краснодарский край, Белгородская, Курская, Ульяновская, Тульская области и др.)

— особые отношения с рядом предпринимателей, ограничения конкуренции, поддержка отдельных предприятий

— необоснованный отказ в регистрации хозяйствующих субъектов

 

— прямой запрет на осуществление отдельных видов деятельности

— не предусмотренные законодательством поборы и лицензии

— коррупция при выдаче лицензий и регистрации

— противоречие федеральному законодательству, особенно в налоговой сфере (подавляющее большинство субъектов РФ)

— излишняя бюрократизация административных процедур

— создание препятствий для миграции рабочей силы

— совмещение функций хозяйствующих субъектов с функциями органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления.