Формулирование деловой стратегии

 

(на примерах фирм).

Выбор наиболее подходящей для фирмы стратегии конкуренции зависит от того, какими возможностями она располагает. Так, если у нее устаревшее оборудование, невысокая квалификация работников и в портфеле конструкторов нет интересных технических новинок, но зато не слишком высока заработная плата и прочие затраты на производство, то фирма может принять на вооружение стратегии А1 или Б1 (в зависимости от того, насколько широкую номенклатуру товаров она способна производить).

Если же сырье и материалы обходятся фирме очень дорого, но зато у нее есть неплохое оборудование, отличные конструкторские разработки или изобретения, а работники обладают высокой квалификацией, то она может попытаться достичь конкурентоспособности за счет организации выпуска товаров уникальных или с таким высоким уровнем качества, который окупит в глазах покупателей даже высокую цену, обусловленную издержками (стратегии А2 и Б2).

Естественно, что фирма вовсе не обязана всегда придерживаться только одной , некогда выбранной стратегии конкуренции.

Начав, допустим, со стратегии Б1, т.е. освоив выпуск одного-двух изделий, доступных широкому кругу небогатых покупателей, фирма дальше может начать подготовку к освоению другой стратегии. Если она при этом пойдет по пути расширения своего ассортимента, сохраняя низкие цены, оправдывающие не особенно высокий уровень качества, то придет к стратегии А1, которая позволит резко увеличить и объемы реализаций, и суммы получаемой прибыли (при довольно умеренной рентабельности активов). Этой стратегии сейчас, например, успешно придерживается Китай, увеличивающий ежегодно свой экспорт на 30% и уже заполнивший мировые рынки своими дешевыми моделями одежды и обуви умеренно-стандартного качества.

 

Стоит обратить внимание на то, что все виды конкурентных преимуществ делятся на две группы:

1)преимущества низкого порядка (дешевые ресурсы)

2)преимущества высокого порядка (уникальные ресурсы и товарная марка)

Пока что многие российские фирмы обладают преимуществами только низкого порядка, что не сулит им устойчивой конкурентоспособности. И действительно, уже первые годы функционирования приватизированных предприятий в рыночной среде показали, что большой успех в России приносит опора на конкурентные преимущества высокого порядка, например, на хорошую репутацию фирмы.