Денежные коммуникации

 

Банки выполняют две главные функции. Первая — это коммуникация денег, то есть их перемещение. Вторая — кредитная функция. Все остальное есть наслоение или идет к отмиранию, например, хранение и выдача наличности.

Центробанк кредитованием не занимается серьезным образом. Главная задача Банка России есть коммуникация денег.

Как же выполняет эту задачу Банк России? В табл. 3 показана структура коммуникации денег за последние два года (на основании рис. 13).

Таблица 3

Пути коммуникации денег по Российской Федерации (в процентах к общему объему платежей)

Способ коммуникации 1995 1996

Через Банк России 69,8 56,3

Внутрибанковские (через филиальную сеть комбанков) 14,9 28,1

Корреспондентские отношения между банками 15,1 15,5

Через клиринговые палаты 0,2 0,1

Из этой таблицы видно, что происходит неуклонное сокращение коммуникационных функций Банка России. В 1996 г. доля платежей, проходящих через Банк России, уменьшилась на 14,5%. Идет рост платежей через филиальную сеть коммерческих банков. Этим самым наглядно отражается процесс монополизации банковской системы России. Клиенты все более стремятся обслуживаться в крупных коммерческих банках, в которых деньги перемещаются гораздо быстрее, чем через сеть Центробанка. И это особенно касается Сбербанка России, который все больше и больше отходит от своей главной функции — обслуживание населения и переключается на обслуживание юридических лиц. Если такой процесс будет продолжаться, то через три года расчетная сеть Центробанка просто отомрет, а ее функции примут на себя три-четыре сверхкрупных банка — Сбербанк, СБС-Агробанк и еще несколько.

Как относиться к этому процессу? Думается, что это процесс неблагоприятный. Банки все-таки должны быть специфицированы по клиентуре. Вряд ли является нормальным, когда в одном банке обслуживается Газпром и старушка-пенсионерка, владелец базарной палатки и Налоговая инспекция, детский садик и Росконтракт. Банков должно быть много. Большая часть их должна быть бесфили-альной. В современном мире банк становится партнером и другом коммерсанта и простого человека. Вот почему к процессу монополизации банковской системы мы относимся в высшей степени отрицательно. Пусть Сбербанк занимается населением, и совсем ни к чему ему привлекать предприятия. И если этот процесс идет в противоположном направлении, то это происходит не в последнюю очередь благодаря сознательной политике Банка России.

 

В настоящее время чуть ли не в любом городе России человек может за цену пары килограммов колбасы подключиться к электронной сети ИНТЕРНЕТ и иметь прямые контакты, например с Америкой и Австралией. А Центробанк, имея в своем распоряжении почти неограниченные денежные ресурсы, до сих пор не может создать систему электронного прохождения платежей даже между собственными подразделениями. В 1996 г. удельный вес электронных платежей не только не возрос, а даже уменьшился на 0,9%. Удельный вес телеграфных платежей уменьшился на 13,4%. Зато возрос удельный вес почтовых платежей (с фельдъегерями’?) на 14,3% (стр.107). Как можно оценить эти факты? Как безответственное отношение к своим главным функциям. Ссылки на то, что способ направления платежей определяет клиент и рост почтовых отправлений объясняется значительной стоимостью услуг Минсвязи. вряд ли можно принять. Ведь при тех средствах, которые получает в свое распоряжение Центробанк, он давно мог бы уже создать собственные телекоммуникационные каналы, вмест

о того чтобы вкладывать средства в мраморную отделку своих офисов. В табл. 4 приведены средние фактические сроки осуществления межбанковских расчетных операций через расчетную сеть Банка России (по рис. 15 отчета).

Таблица 4

Длительность осуществления межбанковских расчетных операций через Банк России

Длительность платежной операции % от общего объема

платежей

1-3 дня 20,1

4-7 дней 72,5

8-11 дней 7,4

Эта таблица показывает всю глубину падения денежной системы России. Даже в тридцатые годы сроки прохождения платежей по стране были гораздо короче. А сейчас имеем 11 дней прохождения платежей через сеть Банка России, а если прибавим еще задержку в банках отправителя и получателя, то получим все пятнадцать. И это не единичные случаи, а 7% от всего объема перемещаемых средств, то есть триллионы рублей.

Деятельность Банка России в области коммуникации денег осуществляется совершенно неудовлетворительно. И не удивительно, что все большее и большее число финансовых субъектов отказывается от использования его коммуникационных услуг.

«Банк России в 1996 г. приступил к разработке концепции — Прим. в.ж.) по реализации системы расчетов в реальном времени» (стр. 105). Не запоздал ли Банк России лет на десять?