Российский бюджет, проблема дефицита

 

Бюджетная политика в России постоянно находится в центре общественного внимания, что обусловлено как местом, занимаемым ею среди основных инструментов экономической политики, так и весьма острой критикой, которой она регулярно подвергается со стороны различных органов власти, общественных сил, политических движений, независимых экспертов, международных организаций, средств массовой информации. Это и неудивительно, поскольку именно в бюджетной политике, как, пожалуй, ни в какой другой, наиболее ярко проявляются и наиболее жестко сталкиваются интересы различных общественных групп.

Основной особенностью нынешнего этапа развития страны является непрерывное беспрецедентное ухудшение всех без исключения сфер экономики. Причина такого положения в том, что начиная с 1992 года и по настоящее время в России отсутствует полномасштабная стратегия экономического развития. Хотя нынешний период в экономике России принято считать вполне благополучным, если вести отсчет от показателей декабря 1998 года. Однако анализ одной из наиболее серьезных проблем – государственного долга – показывает, что в перспективе, причем не очень отдаленной, весьма вероятен новый глубокий финансовый кризис. Важной составляющей бюджетного дефицита является госдолг.

 

Следует отметить, что история долговой пирамиды начинается с самого первого года реформ – с 1992-го, когда расходы федерального бюджета составляли 3,3 трлн. рублей, а доходы 2,3 трлн. рублей, то есть дефицит бюджета был равен 1 трлн. рублей, или 5% от валового внутреннего продукта. Для формирования сбалансированного бюджета было необходимо либо уменьшить расходы, либо увеличить налоговую ставку. Вместо этого и в 1993 году был сформирован бюджет, где дефицит бюджета составил уже 10,4% от ВВП. Именно в этом году было положено начало строительству долговой пирамиды, которая в августе 1998 года привела к дефолту.

На первое сентября 1999 года внутренний госдолг равен 347,7 млрд., из которых 105 млрд., подлежат реструктуризации. В итоге необходимо погашать 242,7 млрд. рублей только по внутреннему госдолгу, при этом расходы федерального бюджета на 2000 год превышают его доходы на 57,9 млрд. рублей.