Помощь запада в решении долговой проблемы России

 

Если Запад захочет решить долговую проблему России, он должен непосредственно вступить в экономико-политический диалог с Россией, создав для этой цели отдельный инструмент. Скорее всего, это будут законодательные или конституционные изменения, связанные с бездефицитностью бюджетов всех уровней, полным запретом внешних заимствований для всех государственных или парагосударственных институтов, введением в действие жестких бюджетных процедур, ужесточением банковского контроля.

Соглашение о реструктуризации внешнего долга обеспечит определенные внешние – и минимальные – условия развития российской экономики. Не менее важным будут усилия, направленные на решение внутренних проблем.

Ключевой из них представляется проблема сбалансированности бюджета. В настоящее время доходы расширенного правительства (в терминологии МВФ расширенное правительство включает в себя федеральный, региональные бюджеты и внебюджетные фонды, в первую очередь государственный пенсионный фонд) находятся на уровне чуть ниже 30% ВВП, в то время как расходы слегка превышают этот уровень.

 

Хотя некоторые российские экономисты настаивают на значительном снижении доли бюджета расширенного правительства в ВВП, на мой взгляд, это нереально. Основную часть расходов расширенного правительства составляют социальные статьи: государственные пенсии, образование, здравоохранение. Хотя все эти области нуждаются в реформировании, реформы не приведут в ближайшие году к сокращению этих расходов. Сокращение неэффективных трансфертов будет компенсироваться увеличением целевой помощи менее обеспеченным слоям.

Также маловероятно в ближайшие годы сокращение расходов на оборону. Резервы – субсидии жилищно-коммунальному хозяйству и муниципальному транспорту. Масштабы субсидий – порядка 4% ВВП, из которых половина может быть сэкономлена. Это, пожалуй, единственный крупный резерв сокращения бюджетных расходов.

Что касается доходов, то при относительно небольшом по европейским стандартам уровне налоговых изъятии – менее 30% от ВВП – они формируются за счет крайне несправедливой (inequitable) системы налогообложения, в которой добросовестные налогоплательщики выплачивают очень высокую (до 70%) долю своих доходов, а другие не платят налогов вовсе. Поэтому задача налоговой реформы – на столько изменение доли налоговых изъятий, сколько создание простой, справедливой и эффективной системы налогообложения.