Финансовая система

 

Финансовая система воспроизводит все процессы по перераспределению общественного продукта и национального дохода. Поэтому она служит и одним из важнейших регуляторов развития национальной экономики. Такая форма регулирования со стороны государства носит название финансовой политики. Государство осуществляет мероприятия по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и перераспределению, использованию для своих функций на основе финансового законодательства страны.

Направления финансовой политики зависят от экономического состояния страны и решаемых задач. кризисное состояние экономики предопределяет финансовую политику, направленную на стимулирование производства (например, в виде различных налоговых льгот отдельным производителям), мобилизацию финансовых ресурсов с целью эффективного вложения их в наиболее прибыльные отрасли экономики, с одной стороны, и, с другой, — некоторое сдерживание всех социальных программ, сокращение расходов на оборону и т, д. Соответственно, при переходе экономики в другое состояние, меняются направления финансовой политики.

Правильность выбранной финансовой политики, несомненно, зависит от критической оценки складывающейся в стране ситуации, от соблюдения <золотого правила> экономической теории — при разработке прогнозов и рекомендаций оценивать жизнь такой, какая она есть, а не такой, какой ее хотелось бы видеть. Это важно, поскольку общей тенденцией современности является повышение роли правительства в регулировании национальной экономики через финансовую систему.

Данное обстоятельство связано с ростом расходов на программы по социальному обеспечению, на поддержание уровня доходов, на здравоохранение и т. п. Это проявляется в росте доли национального дохода, перераспределяемого государством.

 

Например, можно проследить историческую тенденцию роста государственных закупок товаров и услуг в США по отношению к росту национального дохода.

Эта тенденция показывает, что в период с 1929 — 1991 гг. доля государственных закупок в национальном доходе США постоянно увеличивалась. Резкий скачок приходится на годы второй мировой войны. С начала 50-х годов общий объем правительственных закупок и услуг составляет примерно 20% национального дохода. В большинстве индустриально развитых стран эта доля составляет примерно 25 — 30%.

Традиционно высокой была доля государственных расходов в национальном доходе стран с командно-административной системой управления (например, в СССР в 1990 г. она составляла 74,9%), что определяло соответствующую финансовую политику, направленную на централизацию финансовых ресурсов, их централизованное распределение.