Функциональная классификация бюджетных расходов

 

Функциональная классификация бюджетных расходов отражает направление средств основного централизованного денежного фонда на выполнение конкретных функций государства. В Российской Федерации это предполагает бюджетное финансирование затрат на:

— государственное управление и местное самоуправление

судебную власть

— международную деятельность

— национальную оборону

— правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства

— фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу

— промышленность, энергетику и строительство

— сельское хозяйство и рыболовство

— охрану окружающей природной среды и природных ресурсы, гидрометеорологию, картографию и геодезию

— транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатику

— развитие рыночной инфраструктуры

— жилищно-коммунальное хозяйство

— предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий

— образование

— культуру, искусство и кинематографию

— средства массовой информации

 

— здравоохранение и физическую культуру

— социальную политику

— обслуживание государственного долга

— пополнение государственных запасов и резервов

— финансовую помощь бюджетам других уровней

— утилизацию и ликвидацию вооружений, включая выполнение международных договоров

— мобилизационную подготовку экономики

— формирование целевых бюджетных фондов

— прочие расходы.

В любом бюджете доходы и расходы должны быть сбалансированы. . Когда расходы бюджета превышают его доходы, образуется отрицательное бюджетное сальдо, или дефицит бюджета. Профицит — положительное сальдо бюджета — представляет собой обратное соотношение, то есть превышение доходов над расходами. Сбалансированным является бюджет, в котором расходная и доходная части равны. Дефицит бюджета — категория денежного хозяйства, которая выражает объективные экономические отношения, возникающие между участниками воспроизводственного процесса при использовании государством денежных средств сверх имеющихся бюджетных доходов. Из этого следует, что основная причина возникновения бюджетного дефицита кроется в отставании темпов роста бюджетных доходов по сравнению с увеличением бюджетных расходов. Конкретные причины такого отставания могут быть различными, в частности:

— кризисные явления в экономике

— неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране

— чрезвычайные обстоятельства (войны, крупные стихийные бедствия ):

— милитаризация экономики в мирное время

— осуществление крупных централизованных вложений в развитие производства и изменение его структуры

— чрезмерное увеличение темпов роста социальных расходов по сравнению с темпами роста валового внутреннего продукта