Государственное регулирование НТП

 

Важнейшим условием успешного научно-технического развития является государственное регулирование НТП, обусловленное специфическими условиями российской действительности. Во-первых, это наличие кризисной ситуации, сопровождающейся экономическим спадом и деградацией отечественной промышленности. Во-вторых, уменьшение доли доходов федерального бюджета в ВВП более чем на 40%.

В создавшихся условиях сокращение производства начало приобретать негативный структурный характер. От кризиса страдают машиностроительная, химическая отрасли. Но особенно тяжелое положение сложилось в наукоемких отраслях промышленности, которые составляют основу современного экономического роста. В электронном и электротехническом машиностроении, станкостроении, производстве средств связи и гибкой автоматизации, оборудования для легкой и пищевой промышленности, агропромышленного, транспортного и топливно-энергетического комплексов спад производства достиг 70-80%. Это означает фактическое разрушение существовавшего научно-технического потенциала, переход к экономике, которая теряет способность расширенного воспроизводства на своей собственной основе.

Технологическая отсталость проявляется в высокой энергоемкости, материалоемкости, трудоемкости выпускаемой продукции. Продолжение снижения производства в условиях сохранения существующей экономической и финансовой политики несет в себе такие структурные изменения, которые способствуют завершению процесса деиндустриализации, окончательного разрушения некоторых отраслей промышленности. Сжатие внутреннего спроса на продукцию перерабатывающих отраслей означает и фактическую переориентацию на внешний рынок топливных отраслей и металлургии.

 

Технологическая среда в российской экономике соответствует экономике с замедленной эволюцией или деградирующей экономике. Необходимы глубокие переориентации всей системы воспроизводственных интересов.

Стратегические расчеты показывают, что государственное регулирование нельзя рассматривать как временную меру, ограничиваясь только переходным периодом. Как свидетельствует опыт западных стран, такое регулирование будет необходимо и в необозримом будущем, в условиях уже сложившейся рыночной экономики. Следует признать, что возможности рынка в решении проблемы ускоренного развития НТП запаздывает, оказывается замедленным в эпоху бурно развивающейся НТР. Он не может обеспечить быструю концентрацию капитала и науки на важнейших направлениях НТР. Запаздывает и получение прибылей от эксплуатации новшеств. Предприниматели неохотно идут на реализацию инновационных проектов.

Недостаточно эффективно действует рыночный механизм и в сфере структурных преобразований. Формирующиеся новые отрасли малорентабельны, а зачастую убыточны. Они требуют больших затрат на НИОКР, создание и освоение новых мощностей, проведение активной инновационной политики, основанной на концентрации имеющихся ресурсов. В России, где давно назрела необходимость структурной перестройки, решение данных задач возможно только на путях усиления государственного вмешательства в воспроизводственный процесс.