Предсказуемость инфляции, инфляция спроса и предложения

 

С точки зрения ожидаемости или предсказуемости, инфляцию делят на:

> Ожидаемую

> Неожидаемую

Ожидаемая инфляция может предсказываться и прогнозироваться заранее, с достаточной степенью надежности неожидаемая – возникает стихийно и прогноз здесь невозможен.

Фактор ожидаемости, предсказуемости по-новому освещает нам вопрос влияния инфляции на стратегию бизнеса, а именно: ели все фирмы и все население знает наверняка, что в следующем году цены возрастут , скажем в 100 раз, то в условиях идеального свободного рынка имеется целый год на заблаговременную адаптацию к спрогнозированному скачку цен. Все предприятия и население также повысят в 100 раз цену на свой товар (станки, оборудование, услуги, рабочая сила и т.д.). Никто, таким образом, существенно не пострадает даже от гиперинфляции, а в случае непредсказуемости, неожиданности роста цен даже на 10% (умеренная инфляция) может произойти существенное снижение доходности соответствующих предприятий.

Комбинация сбалансированной и ожидаемой инфляции не наносит существенного экономического вреда, а несбалансированной и неожидаемой – особо опасна, чревата большими издержками адаптационного плана.

Экономисты различают также такие типы инфляции, как:

 

> Инфляция спроса

> Инфляция издержек (предложения)

Традиционно, изменения в уровне цен объясняются избыточным совокупным спросом. Экономика может попытаться тратить больше, чем она способна производить. Производственный сектор не в состоянии ответить на этот избыточный спрос увеличением реального объема продукции, потому что все имеющиеся ресурсы уже полностью использованы. Поэтому этот избыточный спрос приводит к завышенным ценам на постоянный реальный объем продукции и вызывает инфляцию спроса. Суть инфляции спроса иногда объясняют одной фразой: “Слишком много денег охотится за слишком малым количеством товаров”. Характерно, что занятость в такой ситуации полная, ибо стимулируемая высокой ценой промышленность максимально должна загружать производственные мощности. В СНГ это не так: дефицитный спрос нарастает, незагруженность мощностей увеличивается, номинальная доходность операций растет. Предприятиям выгоднее меньше произвести и дороже продать каждую единицу продукции. В такой ситуации вероятнее прогноз на снижение занятости.

Инфляция предложения (издержек) может быть вызвана ростом любых издержек производства (заработная плата, средства производства и т.д.).Примером здесь могут служить последствия мирового нефтяного кризиса 70-х гг. Участники Организации стран – экспортеров нефти ограничили общее предложение нефтепродуктов и резко повысили цены. Процесс этот охватил, как водится, и другие энергоносители, а затем, поскольку энергия – важный компонент практически любого производства, результатом явилась широкая волна инфляции со стороны издержек, спровоцировавшая падение экономической активности.

Инфляцию со стороны издержек стимулируют косвенные налоги, акцизы. Составным элементом издержек производства являются расходы на зарплату. Рост зарплаты в условиях инфляции вполне естественен и закономерен. Однако опыт Запада свидетельствует о том, что порою мощные профсоюзы добиваются значительного увеличения оплаты труда, предвосхищая дальнейшее развитие инфляции.

На практике нелегко отличить один тип инфляции от другого, все они тесно связаны и постоянно взаимодействуют.