Определение понятия бизнес-процесс
Существует несколько определений понятия бизнес-процесса (в русской транскрипции операционный процесс фирмы) приведём наиболее часто встречающиеся.
Итак, бизнес-процесс это:
* последовательность действий направленных на преобразование информационно-материальных потоков с целью увеличения их ценности для клиента или процесс создания добавленной стоимости продукта или услуг удовлетворяющих потребностям клиента
* множество внутренних, взаимосвязанных шагов (функций), начинающихся с одного или более входов и заканчивающихся созданием выхода (продукта либо услуги), необходимого клиенту
* процесс преобразование наборов входов в наборы выходов
* совокупность последовательных действий для решения какой-либо предпринимательской задачи.
Таким образом, эти определения дают нам понимание о 3-х характеристиках бизнес-процесса.
1. Стоимость — она стремится к минимальной величине.
2. Длительность — она стремится к максимальной скорости реализации процесса.
3. Степень удовлетворённости клиента (качество продукта).
Теперь немного истории. Послевоенная разруха в Японии, борьба за рынки сбыта методом повышения качества товаров способствовала появлению термина Total Quality Management (TQM). Типичная оценка операций до 80-х гг.: «Все операционные процессы, используемые японской автомобильной промышленностью нам хорошо известны — их успех зиждется на экономике масштабов, на развитом внутреннем рынке, особом отношении рабочих к своему труду, а также на способности эффективнее контролировать инфляцию» (Форд, август 1978г.).
80-90-ые успехи японцев, особенно автомобильной промышленности, не дают покоя американцам. Этому противостоянию обязано появление методики IDEF, позволяющей анализировать бизнес с точки зрения функциональности системы и представляющей в виде набора элементов-работ, которые взаимодействуют между собой. На базе этой методики создаются стандарты серии ISO 9000, 9001 и вот здесь появляется Business Process Reengineering (BPR). Новый взгляд на японское чудо: «Многие объясняют успехи японцев в снижении себестоимости производства и достижении высочайшего уровня качества высокой степенью автоматизации, политикой государственной поддержки, а также особенностями национальной культуры. Вне сомнения, указанные факторы сыграли важную роль, однако первичным источником мирового лидерства стала эффективная реализация глубоко продуманной стратегии, основанной на высочайшей культуре производства, включающей низкую себестоимость и высокое качество, стали результатом успехов в стратегическом управлении людьми, материалами и о
борудованием.» (Форд, октябрь 1993г.). Как видно, появилось ещё одно понятия бизнес-процесса.