Понятия налог

 

Приступая к исследованию проблемы налогового законодательства, следует, прежде всего, обратить внимание на его теоретические аспекты. Налоговая практика тесно связана с теоретическими оценками ее реализации, так как трудно себе представить практику без теории и теорию без практики. Для изучения вопросов становления и развития налогового законодательства представляется важным определиться в понятиях налогового права и налогового законодательства, а также дать определение понятия налога.

В специальной юридической литературе имеются различные подходы к определению налога. Так, например, Ф.Аквинский (1225-1274 г.г.) определил налоги как “дозволенную форму грабежа”1. Шарль Монтескье же с полным основанием полагал, “что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той части, которую оставляют им”2.

Из взглядов Фомы Аквинского можно сделать вывод, что он относился к налогам столь негативно по той причине, что государство регулировало и регулирует эту сферу жизнедеятельности административно- командными методами, самостоятельно определяя, какой налог, в каком размере и в какие сроки необходимо выплачивать, а кроме того, в случае неуплаты оставляет за собой право силового принуждения. В противоположность Фоме Аквинскому, считавшему налоги признаком неволи, один из основоположников теории налогообложения Адам Смит, говорил о том, что налоги для того, кто их выплачивает, есть признак не рабства, а свободы.

Современные авторы также разнятся в определениях понятия “налог”, и, видимо, проблема заключается в том, что налог есть категория комплексная, имеющая как экономическое, так и юридическое значение. Несмотря на различия позиций, большинство авторов, однако, выделяют следующие его составляющие:

* обязательность и принудительность налога3

* адресность налога (внесение в бюджет или в соответствующий внебюджетный фонд)4

* законность его установления5.

Кроме того, поскольку налог может выступать как экономическая категория и как правовая, единственным критерием отделения налога, в экономическом смысле и, особенно в правовом, от других платежей, на наш взгляд, является налоговое законодательство (так называемый признак нормативно-правового регулирования).

Таким образом, сравнивая у различных авторов понятие налога, можно определить налог как обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или в указанный законодательством внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками (юридическими и физическими лицами) в порядке и на условиях, регламентируемых налоговым законодательством. Легальное определение налога, данное в п. 1 ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации6, содержит в себе также цель взимания налога — финансовое обеспечение деятельности государства и (или) муниципальных образований.

 

Налог, в том смысле, в котором он был рассмотрен выше, включает в себя понятие сбора. Сбор — это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)7. Хотя сбор, в отличие от налога, есть возмездный платеж, но и он используется государством для формирования собственных доходов, а следовательно, имеет ту же правовую природу, что и налог. Также относится к этой категории и государственная пошлина, которая является платой за оказание плательщику каких-либо услуг. В связи с этим, мы согласны с мнением Петровой Г.В. о том, что здесь необходима соразмерность между стоимостью такой услуги и платой за нее8.

Рассматривая налог более детально, можно выделить следующие его признаки:

* законность установления и введения

* обязательность налоговых платежей и возможность принуждения со стороны государства за нарушение налоговых норм

* безвозмездность

* отчуждение собственности при уплате

* абстрактность налоговых платежей

* внесение платежей в бюджет или во внебюджетный фонд

* обезличивание платежей при поступлении в бюджет или во внебюджетный фонд.