Явление стереотипизации

 

Явление стереотипизации — характерная особенность переработки личностью внешнего воздействия. Она тесно связана со стремлением человека «рассортировать» полученную им информацию, «разложить ее по полочкам» в сознании. Формирование и функционирование таких феноменов, как этнический стереотип, не могут быть поняты в отрыве от исторической, политической и экономической основы развития общества.

Исследования Всероссийского центра по изучению общественного мнения (ВЦИОМ) показали, что в начале 1990 г. проблемы межнациональных отношений и этнические конфликты беспокоили не более 16—18% опрошенных. В 1992 г. роль этнического фактора в самосознании молодого поколения расценивалась как «несущественная». После этого начался резкий рост этнической и национальной неприязни у людей разных национальностей, достигший пика к 1995 г. А примерно с конца 1994 г. общественное мнение находится под сильнейшим воздействием событий в Чечне.

Актуальность темы: связана с тем, что в условиях современного развития общества всё большую актуальность приобретает проблема адекватного оценивания, представления, познания другого этноса. От того насколько точны (если можно так сказать) будут наши стереотипы восприятия других народов зависит наше более успешное сотрудничество без экономических, политических катаклизмов, никому не нужных войн и многого другого. В своей работе мы хотели бы рассмотреть и изучить авто- ( образ своей этнической группы) и гетеростереотипы ( образ представителя иной этнической группы) русских и чеченцев. Отношения двух наций становятся всё более и более негативными, прочный механизм стереотипизации и национальных предрассудкой распространяется на все сферы познания другой нации. Восприятие двух наций друг друга сильно негативно благодаря сложившимся стереотипам, которые необходимо и нужно разрушать.

Проблема исследования: заключается в том, что у людей различных наций существуют разные стереотипы, которые сильно не совпадают и для продуктивного взаимодействия нужно видеть, знать, понимать разные взгляды на одни и те же вещи.

Цель исследования: сравнительное изучение авто- и гетеростереотипов русских и чеченцев.

Объект исследования: представители русского и чеченского этносов.

Предмет исследования: авто- и гетеростереотипы русских и чеченцев.

 

Гипотеза исследования: гетеростереотипы русских и чеченцев будут в большей степени негативными, чем автостереотипы, которые будут в большей степени позитивными.

Задачи исследования:

1. Теоретический анализ проблемы этностереотипов.

2. Эмпирическое изучение авто- и гетеростереотипов русских и чеченцев.

Методы исследования: анкетирование и семантический дифференциал.

Характеристика основной выборки исследования: в исследовании принимало участие 32 человек из 16 человек представителей русского народа и 16 чеченцев. В каждой группе равное число лиц мужского и женского пола (по 8 человек). В возрасте около18-25 лет.