Этнические стереотипы: история изучения и основные свойства

 

Этнические стереотипы: история изучения и основные свойства.

Важную роль в межгрупповых отношениях играют социальные стереотипы — упрощенные, схематизированные образы социальных объектов, характеризующиеся высокой степенью согласованности индивидуальных представлений. Стереотипы усваиваются в раннем детстве — обычно из вторичных источников, а не из непосредственного опыта — и используются детьми задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они принадлежат.

Впервые термин «социальный стереотип» использовал американский журналист У.Липпман в 1922 г. в книге «Общественное мнение», когда «анализировал влияние «имеющегося знания о предмете на его восприятие и оценку при непосредственном контакте. Согласно Липпману, стереотипы — это упорядоченные_, детерминированные культурой , » картинки мира» в голове человека, которые, во-первых, экономят его усилия при восприятии сложных социальных объектов и, во-вторых, защищают его ценности, позиции и права. Иными словами, стереотипы ориентируют человека в море социальной информации и помогают сохранить высокую, самооценку.

 

Представьте себе, что бы было, если бы каждый раз любой предмет или явление мы начинали изучать «по новой». Понятно, что в таком случае львиная доля нашего времени уходила бы на познание и интерпретацию уже известного. Не происходит это благодаря тому, что человеческая психика устроена таким образом, чтобы максимально облегчить наше существование.

Чтобы не загружать свой мозг чрезмерной работой, любое явление или предмет мы соотносим с уже имеющимися в нашей памяти категориями и относим его к одной из них. Таким образом и рождаются стереотипы: схематические, чрезвычайно устойчивые и эмоционально окрашенные образы какого-либо объекта или явления. В зависимости от того, какого объекта касается этот образ, различают и виды стереотипов: профессиональные, полоролевые и, конечно, национальные стереотипы.

В условиях нашего полиэтнического государства, где проживают люди более ста национальностей, мы вынуждены постоянно — хотим мы того или нет — вступать во взаимодействие с представителями самых разных народов. Стереотипы редко бывают плодом нашего личного опыта, чаще всего мы приобретаем их от той группы, к которой принадлежим, особенно от людей с уже сложившимися стереотипами (родителей, учителей, приятелей). Известна роль в процессе формирования стереотипов средств массовой информации, обычно дающих нам упрощенное представление о тех группах людей, о которых мы не располагаем полными и точными сведениями.